Классификация атланто-аксиальных ротационных подвывихов Fielding и Hawkins
а) Визуализация: • Патологическое ротационное смещение С1 относительно С2, подтвержденное данными трехпозиционной КТ
б) Дифференциальная диагностика: • Причины атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП): о Травма о Инфекция носоглотки (синдром Гризеля) о Ранее перенесенное вмешательство на голове и шее
в) Патология: • I тип атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП) по Pang: отсутствие изменений или блокирование суставной пары С1-С2 несмотря на прилагаемые противоротаци-онные усилия • II тип атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП) по Pang: уменьшение угла ротации С1 при форсированной коррекции, однако полного вправления С1 не достигается • III тип атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП) по Pang: достигается вправление С1, однако только в положении максимального поворота головы в противоположную сторону
г) Клинические особенности: • Фиксированная ротация головы, боль при попытке коррекции ее положения (болезненная кривошея) • Голова обычно принимает положение наклона в противоположную по отношению к повороту подбородка сторону («голова дрозда»)
д) Диагностическая памятка: • Типы III и IV по классификации Fielding-Hawkins отличаются травматическим разрывом поперечной связки атланта и других стабилизирующих связок: о Это неотложные и весьма серьезные повреждения, требующие экстренного хирургического лечения, целью которого является защита спинного мозга о Эти более серьезные типы повреждений отличаются от чисто ротационных подвывихов, при которых никогда не бывает остро развивающейся нестабильности (типы I-III по Pang)
Рис. Классификация атланто-аксиальных ротационных подвывихов Fielding и Hawkins (1977): тип I представляет собой ротационное смещение атланта без нарушения целостности стабилизирующих связок: тип II — переднее смещение атланта на 3-5 мм в сочетании с патологией поперечной связки; тип III — переднее смещение атланта > 5 мм в сочетании с несостоятельностью поперечной и крыловидных связок: тип IV — наименее распространенный вариант, характеризующийся задним смещением атланта. Стрелками показано направление смещения.