КАРДИОПСИХОЛОГИЯ
С одной стороны, сами заболевания часто возникают по причине чрезмерной эмоциональной нагрузки и стресса (психология традиционно относит к категории психосоматических: гипертоническую болезнь, стенокардию, ревматические пороки сердца, ишемическую болезнь).
С другой стороны, какими бы ни были причины возникновения болезни, она всегда имеет в своей структуре выраженный психологический аспект (ведь у любого больного есть осознание своей болезни, оценочное суждение о ней и эмоциональное переживание своего состояния).
Для многих видов сердечно-сосудистых заболеваний характерно снижение качества жизни, объясняемое не только проявлениями самого заболевания, но и социально-психологическими факторами (специфическая психология поведения, эмоциональные реакции, а также связанное с заболеванием изменение места и роли в социальной жизни).
Какими бы успешными и рутинными не были в настоящее время многие виды хирургических вмешательств, сердечные заболевания и связанные с ними операции всегда воспринимаются нами как серьезные и угрожающие. И как показывают исследования, именно для пациентов кардиоклиник характерны депрессивные и тревожно-депрессивные состояния, что может самым неблагоприятным образом повлиять на течение и исход болезни (известно, к примеру, что пациенты, страдающие депрессией, меньше следуют указаниям лечащего врача по приему медикаментов, соблюдению до- и послеоперационного режима). Поэтому успех лечения в очень многом зависит именно от стабильного эмоционального состояния и психологического настроя пациента.
Психологическое сопровождение пациентов
Предоперационный период – особенно тяжелый для больного психологически. Свойственными для него являются чувства неопределенности, неуверенности, беспомощности, страха перед наркозом, операцией и её последствиями. Конечно, каждый человек обладает своей индивидуальной способностью к их преодолению, но практически каждый нуждается в это время в особом внимании и поддержке.
Ситуация неопределенности, в которой находится пациент перед операцией, может спровоцировать развитие различных невротических или фобических расстройств – в частности, кардиофобии или кардионевроза – при этом их симптомы способствуют расширению клинических проявлений сердечной патологии, усиливая признаки существующих нарушений, а также болевые ощущения.
Отдельным этапом при работе с пациентом в предоперационный период является помощь в преодолении страха перед болью.
Опыт психологической практики показывает, что страх перед болью усиливает её восприятие, в то же время, отвлечение от переживаний болевых ощущений, уменьшает их интенсивность. Аутогенная тренировка и другие техники позволяют задействовать внутренние ресурсы человека, которые обязательно есть у каждого, и направить их на исцеление и умение нейтрализовать болевые ощущения.
Психолог, используя в своей работе методы, направленные на снижение тревожности и стабилизации эмоционального состояния, сможет оказать помощь по преодолению чувства страха и беспокойства и т. о. повлиять на психологическую готовность больного к предстоящей операции.
Консультирование родственников в предоперационный период направлено на решение задачи, каким образом обеспечить оптимальную моральную поддержку больному, а также на оказание психологической помощи близким пациента. Послеоперационный период – в психологическом плане является подготовкой к возвращению пациента в нормальную жизнь.
Информация о психологических и социальных проблемах, предшествующих болезни или появившихся в жизни человека в связи с болезнью, как правило, мало доступна врачу и не позволяет понять степень социально-психологической дезадаптации больного человека в целом. И те же психологические факторы, которые в свое время, возможно, спровоцировали болезнь, могут негативно повлиять на состояние пациента после возвращения домой. Поэтому психологом проводится анализ жизненной ситуации пациента для разработки мер по общему улучшению качества жизни пациента (например, план активного включения пациента в повседневную жизнь после завершения лечения).
Таким образом, психологическое консультирование в период реабилитации направлено на анализ психосоциальной ситуации пациента и составление совместно с родственниками пациента программы его психологической реабилитации. (Такая программа может включать в себя выявление факторов риска рецидивов болезни, предотвращение стрессов, формирование позитивных целей в будущем и т. д).
Непосредственное окружение больного может дать важную информацию для составления такого плана, а также оказать огромную помощь больному, обеспечив позитивное подкрепление его планов и действий, направленных на поддержание здорового образа жизни после возвращения домой.
Психологическое сопровождение больных детей и их родителей
С психологической точки зрения, заболевание оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка, на его представление о себе самом и об окружающем мире. Поэтому ребенок, страдающий сердечно-сосудистыми заболеваниями, должен находиться под постоянным наблюдением, т. к. его психическое состояние, особенно в момент пребывания на лечении в клинике, требует особого внимания.
Осознание болезни у ребёнка происходит иначе чем у взрослого. Болезнь воспринимается им как что-то враждебное, непонятное, пугающее и непреодолимое, не дающее возможности общаться с друзьями, жить нормальными для этого возраста интересами. В отличие от взрослого пациента, ребёнок не имеет психических ресурсов для осмысления и переживания своего состояния. И у него не всегда хватает речевых средств для передачи своих страхов и опасений.
Поэтому при работе с больными детьми психологи применяют рисуночную и игровую терапию, помогая ребёнку понятными и доступными ему средствами переработать психотравму, нанесенную болезнью и нахождением в лечебном заведении, выразить свое эмоциональное состояние, свои надежды и желания, настроиться на выздоровление.
Подростковый период является моментом активного жизненного самоопределения, поиска места среди сверстников, размышления над собственным «Я». Болезнь накладывает отпечаток на этот важный процесс: подростки очень ярко переживают ощущение своей отличности от других, испытывают комплекс неполноценности, им кажется, что болезнь оттолкнет от них друзей, что они никогда не смогут быть «нормальными людьми», из-за этого у них во многом нарушается концепция будущего.
У детей и особенно у подростков, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, самооценка значительно ниже, чем у здоровых. Для них характерны трудности в установлении контактов с людьми, отдаление от сверстников, повышенная застенчивость, депрессивные состояния.
Очень важно понимать, что для формирования полноценной, здоровой личности необходимо оказывать активную поддержку интересов, увлечений, способов самораскрытия ребёнка. Психолог уделяет особое внимание развитию психологической и социальной компетентности больного подростка, росту уровня его самооценки, что поможет ему переживать тяжелые жизненные ситуации сейчас и в будущем.
Психологическая помощь родителям больного ребёнка
К сожалению, родители, сами находясь в ситуации длительного стресса, вынуждены заботиться прежде всего о физическом состоянии ребенка, упускают из виду многие важные моменты формирования его психики. Контроль за течением заболевания, поддерживание стабильного состояния требуют от них очень много усилий и времени.
Зачастую заболевание ребёнка становится экстремальной ситуацией для семьи и может привести к осложнению отношений или даже конфликту родителей между собой.
Консультируя родителей, психолог не только объяснит, какими интересами живет ребенок в данном возрасте, что для него наиболее важно в тот или иной момент его развития, какими способами можно оказать ему наиболее эффективную помощь и поддержку, но и уделит внимания внутрисемейным отношениям в целом.
Одна из древнейших в медицине мысль о связи тела и души – соматических и психических процессов подтверждается современными исследованиями, результаты которых свидетельствуют о важности психологической поддержки и реабилитации кардиологических больных.
Методы современной психологической практики позволяют не только создать способствующий лечению эмоциональный настрой больного, но и предотвратить возникновение психических и психосоматических нарушений, развивающихся после хирургического вмешательства на сердце.
Обращаясь за помощью к психологу, пациент выбирает наиболее целостный подход к своему лечению.