КАК АДАПТИВНЫЕ ОСТРЫЕ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ ПЕРЕХОДЯТ В ХРОНИЧЕСКИЕ КПТСР
Реакция замирания — первая стадия при реакции организма на стрессовые факторы. Это быстрая реакция, в процессе которой происходит сканирование окружающей среды на предмет стрессовых факторов и поиск вариантов для решения проблем или путей для избежания ситуации. Во время замирания организм останавливается и тормозит явные действия (т.е. феномен “оленя на дороге”) и физиологически мобилизуется для действий (т.е. сердце колотится, мышцы напрягаются, дыхание учащается, выделяются гормоны стресса). Такое сочетание бдительности, отложенных действий и физиологического возбуждения очень эффективное в стрессовых ситуациях, при которых требуется тщательно отбирать реакции, выполнять их с точностью, чтобы эффективно преодолеть вызовы или угрозы.
Однако, если подготовка, которую обеспечило замирание, не предотвращает или не устраняет опасность, угрожающую жизни или изменяющую жизнь (т.е. травмирующую), и эти условия продолжаются
или обостряются, реакции замирания могут стать хроническим состоянием, а не временной адаптацией. Стойкие реакции “замри” (часто включающие диссоциацию — см. определение в главе 6) могут возникать при наличии комплексных травматических стрессоров. Это связано с тем, что переживание или наблюдение преднамеренной травмы, причиненной другими людьми, вынуждает пострадавшего защищаться от тех самых людей (или групп, организаций или обществ), которые должны защищать, а не причинять вред. Именно диссоциация физического и эмоционального сознания позволяет человеку выносить невыносимое или бежать от неизбежного. В этих условиях устойчивые
реакции “замирают”. Они могут быть адаптивными для выживания, но
могут также стать дезадаптивными, если сохраняются из-за аллостатической нагрузки, которую они оказывают на организм. В результате этого реакции оказывают давление на здоровье, благополучие и отношения человека.
Хронические реакции “замирания” проявляются в нескольких
симптомах посттравматического стрессового расстройства (ПТСР),
включая всепроникающий страх или тревогу и соответствующую зацикленность на прошлых или будущих угрозах (например, повышенная бдительность, чувство вины, руминация), навязчивое повторное переживание (т.е. повторяющиеся непроизвольные воспоминания о травме, сны или флэшбэки), измененные убеждения и представления (например, восприятие мира, людей и отношений как ненадежных, корыстных и опасных), а также состояния хронического гипервозбуждения. В области комплексного ПТСР реакции замирания можно рассматривать как дополнительный вклад в дисрегуляцию эмоций (например, неспособность восстановиться после состояния сильного страха, вины или стыда), внимания (например, озабоченность обнаружением или избеганием угрозы), поведения (например, самоповреждение, чтобы сдержать и не быть подавленным физической, эмоциональной или экзистенциальной/духовной болью), родственных связей (например, социальная изоляция или эмоциональная отстраненность; травматическое горе; повторная виктимизация) и самоорганизации/идентичности (например, диссоциативная самофрагментация; восприятие себя как поврежденного или недееспособного, а значит, ненадежного
и нуждающегося в постоянной внутренней или внешней поддержке).
Реакции стадии “бей” — это защитные попытки преодолеть угрозу вреда путем агрессивного нападения или борьбы с противником.
Реакции стадии “бей” включают в себя дальнейший всплеск телесного возбуждения, инициируемый врожденной системой тревоги мозга
[ Lanius et al., 2017], и пропорционально силовые действия, направленные на преодоление, защиту от стрессоров и виновников или получение контроля над ними. Когда стрессоры связаны с травматическим вредом или угрозой, интенсивность реакций стадии “бей” пропорционально возрастает. Это необходимо, чтобы противостоять опасности и обездвижить или нейтрализовать агрессоров. Интенсивные реакции стадии “бей” проявляются в нескольких симптомах ПТСР и КПТСР.
Они включают психобиологические состояния гипервозбуждения
и сильного гнева, раздражительности или реактивной агрессии.
Реакции стадии “беги” — это попытки убежать или избежать стрессовых факторов, которые нельзя разрешить или преодолеть ни путем
тщательной оценки и отсрочки импульсивных действий (например, замирание), ни путем агрессивного изменения обстановки или преодоления источника проблем (например, бой). Реакции стадии “беги” включают в себя эскалацию физического возбуждения, похожую на реакции стадии “бей”. Но поведенчески они различаются субстанционально, поскольку реакция “беги” включает в себя возбуждение, направленное на бегство или уход от источников угрозы или опасности, которые невозможно преодолеть или устранить прямыми действиями. Поэтому реакция “беги”, как правило, возникает после того, как ресурсы и силы организма уже истощили фазы мобилизации (т.е. “замри”) и агрессии (т.е. “бей”) стрессовой реакции.
Реакция “беги”, как и реакция “замри”, требует интенсивных всплесков энергии, которые невозможно поддерживать в течение длительных периодов времени. При этом произойдет серьезное сокращение биологических и психологических резервов человека или нарушение телесного и психологического здоровья (например, связанные со стрессом медицинские заболевания или поведенческие проблемы). При реакции “беги”, также не исключаются стрессор(ы) и посредник(и), ответственный(ые) за стрессор(ы).
Это часто приводит к порочному циклу, в котором попытки избежать
стрессоров парадоксальным образом увеличивают риск последующего
воздействия тех же или подобных стрессоров.
Симптомы ПТСР и КПТСР, которые включают избегание напоминаний или воспоминаний о травматическом опыте, эмоциональное оцепенение и диссоциацию, относят к сильным реакциям стадии “бей”.
Самоповреждение также можно считать реакцией стадии “бей”, когда
такие действия нужны, чтобы уменьшить или сдержать интенсивный
дистресс или прекратить опасность. Бегство происходит биологически (например, анальгезия, анестезия) или психологически (например,
алекситимия, дереализация), или и то и другое, а также физически, когда самоповреждение индивида носит острый характер, или это попытка суицида, которая приводит к потере сознания, коме или смерти. Попытки принять решение, как это ни парадоксально, могут скорее усилить, чем ослабить дистресс (например, из-за нарастающей тревоги, депрессии и навязчивых воспоминаний о прошлых травмах). Они также могут привести к повторной виктимизации (например, из-за зависимости или эксплуатации со стороны правонарушителей), а не предотвратить ее.
Длительное и повторяющееся воздействие поглощающей, комплекс-
ной травмы может привести к непроизвольному состоянию физического и психологического паралича или коллапса (т.е. тоническому оцепенению (ТО) — конечной стадии стрессовой реакции). Однако ТО может также возникнуть во время или после единичного случая преднамеренной межличностной травмы, которую невозможно избежать и вред от которой будет непоправимым (например, насильственное сексуальное нападение, пытки или похищение). Реакция ТО встречается реже, чем реакции “замри”, “бей”, “беги”, и возникает как защитная врожденная реакция, когда необходимо отвлечь агрессивного нападающего. Такая реакция сигнализирует о капитуляции и/или позволит сохранить небольшой запас физических ресурсов на случай, если побег станет возможным [Marx, Forsyth, Gallup, Fuse, & Lexington, 2008]. TO включает реакции, которые тесно связаны с диссоциативным подтипом ПТСР и несколькими симптомами КПТСР: 1) негативные соматоформные (например, паралич, слепота) и психоформные варианты (например, деперсонализация, дереализация, диссоциативная фуга, психогенная амнезия) диссоциации [Van Dijke, Ford, Frank, & van der Hart, 2015]; 2) измененные основные убеждения, отражающие отчаяние и безнадежность; 3) непроизвольные реакции избегания; 4) крайнее эмоциональное онемение и алекситимия; 5) крайняя отстраненность от отношений; 6) сильный стыд и чувство вины [ Bovin et al., 2014]; и 7) трудности в инициировании или завершении поведения, направленного на достижение цели. По сути ТО — это состояние непроизвольного физического коллапса и подчинения, которое может позволить человеку, подвергшемуся комплексной травме, выжить [Forges, 2007], при этом индивид будет испытывать чувство беспомощности и поражения, что впоследствии может привести к тому, что адаптивная иммобилизация превратится в дезадаптивный паралич.
Таким образом, симптомы ПТСР и КПТСР можно рассматривать
как адаптацию к выживанию, основанную на классических реакциях
“замри”, “бей”, “беги” и реакции тонического оцепенения. Они становятся симптомами, потому что требуют больших затрат, включая
биологическое истощение и болезни, психосоциальный дистресс и нарушения. Кроме этого, в конечном счете, как это ни трагично, появляется уязвимость к ретравматизации. Поэтому устойчивость и восстановление зависят от восстановления физической и эмоциональной безопасности. Они должны быть достаточными для того, чтобы тело и мозг перешли из режима выживания в более нейтральный режим.
Это позволит возобновить обучение, не выходя из режима повышенной готовности. Устойчивость после комплексной травмы — не обязательно полное отсутствие биологических реакций стресса/тревоги или
психологического дистресса. Напротив, посттравматическая устойчивость — это способность продолжать жить и добиваться продуктивной жизни и значимых отношений, даже имея некоторые затянувшиеся симптомы, связанные с аллостатической нагрузкой стрессовой реакции. Такая устойчивость, в свою очередь, может способствовать укреплению дополнительных сил и сопротивляемости, что можно назвать благотворным циклом [Wingo et al., 2017].
Таким образом, КПТСР результат конкурирующих требований
к мозгу и телу, которые возникают при стрессовой реакции, ориентированной на выживание. В процессе этого обучающийся мозг вытесняется выживающим мозгом, который работает в основном, постоянно повторяя стрессовые реакций “замри”, “бей”, “беги” и ТО. Мозг, который застрял в режиме выживания, не может развить основные адаптивные способности, обеспечивающие здоровье, рост, обучение и жизнестойкость (т.е. саморегуляцию, чувство собственного достоинства, физическое развитие и значимые достижения и отношения). Для того чтобы понять, как комплексная травма может фундаментально нарушить психобиологическое здоровье и развитие, важно рассмотреть то, как развивается обучающийся мозг и какую биологическую основу он обеспечивает для саморегуляции.