ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Вклад клинической психологии и клинических психологов в решение
проблем здоровья людей, улучшение медицинского обслуживания
всегда должен быть как практическим, так и научным. Это отличает
клинического психолога от большинства врачей, у которых
практика стоит на первом плане. Принципиальная обязанность осуществления научной работы в клинике и вне ее отличает клинического психолога от его коллеги — врача (Перре, Бауманн, 2002).
Во второй половине прошлого столетия произошел количественный
и качественный подъем клинико-психологического исследования.
Только в 1980 г., как отмечает Бастине (1998. С. 41), в «Psychological
Abstracts» были приведены рефераты свыше 8 ООО публикаций
только на английском языке. С того времени число публикаций по
проблемам клинической психологии постоянно растет, в том числе и
публикаций отечественных специалистов. На тот период времени насчитывалось свыше 250 англо- и немецкоязычных журналов по клинической психологии и родственным дисциплинам. Только по психотерапии Бернской рабочей группой К. Граве было оценено 143 периодических издания. Число же отечественных изданий по клиникопсихологической тематике начало расти с середины девяностых годов («Журнал практического психолога», «Семейная психология и семейная психотерапия», «Известия психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева»), увеличивается и количество соответствующих рубрик и публикаций в общепсихологических журналах («Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Сибирский психологический
журнал» и др.). В то же время следует отметить значительное
отставание в этом вопросе отечественной клинической психологии, ее вклад здесь пока очень незначителен, он, фактически, обратно пропорционален вкладу отечественных ученых в разработку ее теоретико-методологических и прикладных проблем.
Сегодня можно констатировать наличие широкого спектра методологических и методических подходов в клинико-психологических исследованиях: экспериментальные исследования, эмпирически-коррелятивные исследования, полевые исследования, лонгитюдинальные и поперечно-срезовые исследования, феноменологически-описательные и «качественные» исследовательские подходы, различные варианты
системного подхода — структурно-уровневый, структурно-функциональный и т.д. Все эти подходы определяют сегодняшний клинико-психологический исследовательский ландшафт. Этот плюрализм проистекает из различных научно-исследовательских традиций, исходя из которых развивалась современная клиническая психология.
Если клинические (психопатологические) исследования выявляют
закономерности проявлений нарушенных психических процессов,
то экспериментально-психологические исследования должны
ответить на вопрос, как нарушено течение (структура) самих психических процессов. В этом и реализуется путь познания болезни от
явления (психопатологического феномена) к сущности все более
глубокого порядка.
Наиболее интенсивно в мировой психиатрии психологи включены
в разработку проблем пограничной психиатрии (неврозы, психопатии),
где они участвуют как в изучении генезиса этих патологических
состояний и аномалий развития, так и в разработке профилактических,
психокоррекционных, а также реабилитационных мероприятий.
Наиболее широкими, сложными и разнообразными оказываются задачи, встающие перед психологическими исследованиями в связи с
изучением эндогенных психозов. Характер этих задач определяется, с
одной стороны, местом психологических исследований среди других
научных дисциплин в системе мультидисциплинарного изучения эндогенных психозов. С другой стороны, они обусловлены рядом факторов, связанных с уже известными особенностями природы и генезисом этих заболеваний. Ведущим является тот факт, что эндогенные психозы характеризуются пока отсутствием сколько-нибудь значительных неврологических и других соматических проявлений при массивной психопатологической симптоматике, почти исчерпывающей на сегодня клиническую картину болезней.
Основными проявлениями ее являются более стойкие и преходящие изменения психических свойств личности и психических процессов (мыслительных, эмоциональных, волевых и др.). Этот фактор определяет общее значение психологических исследований
в системе мультидисциплинарного изучения как шизофрении,
так и других нервно-психических расстройств. Вопросы методологии психологического исследования в клинике рассмотрены в работах Б.В. Зейгарник (1986, 1999), Ю.Ф. Полякова (1977), а также в ряде работ М.С. Роговина (1969, 1981 и др.) и в его совместной с Г.В. Залевским монографии «Теоретические основы психологического и психопатологического исследования» (1988).