Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
6 октября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ Наиболее предметные диагностические методики оценки степени психофизиологического развития подростка включают: любой…

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

Наиболее предметные диагностические методики оценки степени психофизиологического развития подростка включают:
любой из аппаратурных методов, который определяет свойства нервной системы;
опросник, определяющий черты темперамента и характера;
опросник «Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы»;
опросник Айзенка, который может использоваться для подростков;
опросник структуры темперамента В. М. Русалова, адаптированный для детей и подростков;
теппинг – тест (вопросы, определяющие свойства нервной системы по психомоторным показателям);
опросник структуры темперамента, разработанный Я. Стреляу;
опросник, рассматривающий самочувствие – активность – настроение (САН).

Причины трудностей в школьном обучении часто представляют особенности развития познавательных способностей подростков. Они включают как неуспеваемость, так и неадекватное поведение. Успех в обучении в большей степени зависит от мотивации обучения, включая личностный смысл, которым обладает обучение для подростка. Основное условие любого обучения представлено стремлением приобретать знания и изменять себя. Наряду с этим в реальной школьной жизни случаются ситуации, когда ученик подросткового возраста не имеет потребности в обучении, часто активно противодействуя ему.

Восприятие представляет собой чрезвычайно важный познавательный процесс, тесно связанный с памятью, при этом особенности восприятия материала характеризуются особенностями его сохранения.

Методики исследования восприятия включают в себя:
«Компасы», то есть исследование восприятия пространственных признаков;
«Часы», рассматривающие восприятие временных признаков;
методику исследования восприятия времени.

Подростки обладают произвольным вниманием, которое может быть полностью ими организовано и подвергаться контролю. Индивидуальные колебания внимания зависят от индивидуально-психологических особенностей, включающих повышенную возбудимость и утомляемость, снижение внимания после перенесенного соматического заболевания, черепно-мозговой травмы. Также они характеризуются снижением интереса к учебе.
Среди методик исследования внимания можно выделить:
«Корректурную пробу»;
метод «Расстановки чисел»;
«Отыскания чисел»;
красно – черные таблицы;
методику «Мюнстербергасел»;

В число индивидуальных особенностей можно включить индивидуальные различия функционирования памяти. Для эффективного обучения подростков способам рационального запоминания важно знание преобладающего типа памяти и индивидуальные особенности запоминания.
Среди методик исследования памяти можно выделить:
опосредованное запоминание (методика по Л. С. Выготскому);
пиктограммы (метод А. Р. Лурии);
«Запоминание цифр»;
«Запоминание образов»;
попарное воспроизведение.

Связь памяти и мыслительной деятельности, интеллектуальных процессов в подростковом возрасте имеет самостоятельное значение. В процессе развития подростка содержание его мыслей и деятельности меняется, переходя к мышлению в понятиях, отражающих более углубленно со всех аспектов связь явлений и действительности.

Методики исследования проблем и развития мышления состоят из:
методики Векслера в детском варианте; школьного теста умственного развития (ШТУР);
«Сложных ассоциаций»;
«Матриц Равена»;
«Анализа отношений понятий»;
«Выявления общих понятий»;
«Количественных отношений»;
«Интеллектуальной лабильности».

Важно здесь и знание особенностей развития речи подростка. Методики его исследования включают: методику оценки продуктивности вербального воспроизведения; толкование пословиц. Что касается методик изучения мотивации к обучению, то в их числе можно выделить: методику исследования мотивации обучения; мотивацию одобрения (по шкале Марлоу – Крауна); шкалу локализации контроля и др.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика