Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
23 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА Альфред Адлер был учеником З. Фрейда и также разошелся со…

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА

Альфред Адлер был учеником З. Фрейда и
также разошелся со своим учителем, построив свою собственную
психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоаналитическое общество в 1911 г., отказавшись от поста его президента (с ним ушли еще 9 членов общества), и основал собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии,
которая постепенно распространилась по всей Европе. Адлер много работал в области образования, в особенности в области обучения самих учителей.
Основные идеи
В качестве основных принципов психической жизни индивида Адлер выделял холизм (принцип целостности), воплотившийся в
идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида
к власти и агрессии, социальный интерес или общественное чувство,
направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал,
что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего
целью превосходства и овладения средой (мотив власти и агрессии). В то же время человеку врождены так называемые
кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не
удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда относятся такие чувства, как любовь, дружба, доверие, альтруизм,
желание служить человечеству, чувства близости, родства и т.д.
Эти идеи в значительной степени противоречат классическому
психоанализу и во многом способствовали возникновению гуманистической психологии.
В то же время ключевым понятием для него является комплекс
неполноценности (или как сейчас уточняется — комплекс недостаточности), он полагал, что все дети глубоко испытывают
чувство неполноценности вследствие их малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается
детей, часто болеющих, имеющих те или иные физические недостатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего
недостатка.

Комплекс неполноценности может возникнуть как в результате наличия реального физического недостатка, так и в случае
недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же
успехов, как другие дети, в случае частых болезней, бедности,
насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родительской семье.
Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы».
Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы
за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению противника, но скорее как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти скорее как мотив, лежащий в основе стремления к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать
себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспомним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хилым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки
в рот, чтобы бороться со своим косноязычием). Как считал Адлер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного,
более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни
человечества.
Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает в себя общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то она развивается в конструктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради
более совершенного образа жизни.

Однако некоторые люди борются за личное превосходство любой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и
подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру,
борьба за личное превосходство такого рода — это невротическое
извращение, результат очень сильного чувства неполноценности
и отсутствия социального интереса.
Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве
как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и слабости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту профессию уже в детстве как средство справиться с ощущением
небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется
значительное расхождение и даже противоречие между сознательными и бессознательными жизненными целями, последние играют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.
Каждый индивид выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое
значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что
психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.

Пример.
Если человек устремлен к цели власти над другими людьми ради самого факта власти, основным средством достижения этого считая борьбу с людьми, то он будет развивать в себе специфические черты личности: амбициозность, подозрительность, умение интриговать, способность предавать друзей, легко менять убеждения, если надо, ловко пользоваться моментом, давать ложные обещания, производить нужное впечатление и т.д.
Если же он хочет служить обществу и власть для него лишь инструмент
для освобождения людей, достижения справедливости и благополучия
общества, то он будет формировать в себе другие черты: принципиальность, верность идеям, надежную дружбу с единомышленниками, честность и прямоту, способность убеждать, доброту и т.д.
Отсюда понятно, что основой целостности личности, по А. Адлеру, является стиль жизни, из которого проистекают все остальные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивидуальная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом
смысле А. Адлер был, пожалуй, первым и наиболее последовательным «системщиком» в психологии.

Можно указать на три основных стиля жизни индивида:
1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.
Примером может служить успешная профессиональная карьера, связанная со служением людям. Представим себе замечательного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это огромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство
над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхищает. В то же время это реализация добрых социальных чувств как
со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к
нему.
2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты
или способности.
Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта
является гиперкомпенсацией, талант может развиваться и по пути
нормальной компенсации. Гиперкомпенсация, в понимании Адлера, является обратной стороной определенной ущербности,
которая остается, несмотря на сверхразвитие способностей, страдают прежде всего нормальные межличностные связи человека с
другими людьми. В таком случае талант может развиваться как способ оправдать свою неполноценность.
Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному развитию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости,
подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подмечено, что великие властители и полководцы часто были низкого
роста, например Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был болезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны,
как Гитлер и Сталин, в детстве были очень унижаемы, кроме
того, они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окружение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кровавый нарком Ежов.
3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства
неполноценности, не может прийти к компенсации нормальными способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу.

В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не
идет по пути социальных достижений и живет в фантазиях, которые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его
властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям
социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к
любым естественным обязанностям: он не может заниматься
домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а
днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, следовать логике, хранить верность, работать, признавать чужие
права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое
принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота
о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. — против них направлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого
невротика.
Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он, по
сути дела, является тираном на основании своей «болезни», и
все, что он «делает», — это отстаивает свои привилегии с по-
мощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и
даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматривать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.

Пример.
Женщина 35 лет, занимавшая достаточно престижную должность, вынуждена была оставить работу, чтобы заботиться о своей дочери восьми лет (бабушка, которая занималась этим ранее, заболела). Через два месяца женщина заболела сама, только уже психически. После нескольких месяцев лекарственной терапии ее состояние значительно улучшилось, но полного выздоровления не наблюдалось. Она производила впечатление сутулой старушки с колючим и мрачным взглядом, она не могла заниматься никакими домашними делами, постоянно конфликтовала с дочерью, почти полностью прекратила сексуальные отношения с мужем, жаловалась, что ничего не помнит из того, что читает, занималась постоянными самообвинениями, что мучает свою семью, но ничего не может поделать. Семья
пригласила психолога для консультаций.
В ходе терапевтических бесед выяснилось, что в детстве она чувствовала недостаток любви и заботы о себе (она росла с отчимом), очень завидовала подруге, у которой «все было». Тогда она как бы «сжалась в кулак» и решила всего для себя добиваться сама, что и делала всю остальную жизнь. На работе она была «борцом за справедливость». Она действительно добилась того, чего хотела, но когда вынуждена была «сесть» дома — заболела.
В ходе девяти терапевтических встреч психолог помог ей осознать, что
ее заболевание явилось следствием комплекса неполноценности и жажды реванша, что ее самообвинения только усиливают ее состояние. В результате проведенной терапии она смогла заниматься домашними делами, у нее восстановилась память, она возобновила сексуальные отношения с мужем, отношения с дочерью значительно улучшились, выражение глаз стало мягким, сутулость прошла, весь облик обрел нормальную женственность.
В одну из встреч, имевшую кульминационное значение, она пожаловалась, что первые три дня после предыдущего сеанса она чувствовала себя хорошо, а потом «болезнь снова настигла» ее. Психолог напомнил ей, что в ходе предыдущих встреч они уже поняли, что «болезнь» — это какая-то часть личности самой клиентки. Затем он поставил стул перед клиенткой и предложил ей представить, что «болезнь» находится на нем.
«Если болезнь Вас настигает, то это зачем-то нужно. Наверное, она Вас
от чего-то защищает?» — сказал он.
«Я Вас не понимаю, — возмущенно ответила клиентка, — да она все
отняла у меня!»
«Хорошо. Пусть все то, что она отняла, находится с этой стороны стула,
теперь я отодвигаю стул, и все это хлынуло к Вам потоком… Что это та-
кое?»
«О! Это любовь… Любовь моих близких, моего мужа, моей дочери, моих
друзей. Это то, что для меня дороже всего! Этого всего она меня лиши-
ла…»
«Понятно. — Психолог ставит стул на место. — Значит, «болезнь защищает Вас от любви…»
Агрессивно: «Я не понимаю Вашей логики. Она у меня все отняла!»
«Но мы же договорились, что это часть Вашей личности… Значит,
Вам это зачем-то нужно…»
«Вы какую-то ерунду говорите, мне это не нужно. Она меня измучила,
все отняла».
«Ладно. Не вспомните ли Вы, был ли в Вашей жизни случай, когда бы
Вы отказались от любви?»
«Да, в 9-м классе был один мальчик. Он так меня любил… Как собачонка за мной бегал, готов был в окошко по моему слову выпрыгнуть. А я его пинала…»
«Что Вам давало то, что Вы его «пинали»?»
«Возможность помучить… Ну, власть…»
«Значит, Вы отказывались от любви ради власти…»
«Боже мой! (хватается за голову). Действительно, я же всеми ими властвую, они вокруг меня носятся… Неужели я отказалась от их любви ради власти?! Что же делать?!»
«Отдавайте всю власть, которую Вы в себе ощущаете, назад этой болезни (показывает на стул), пока не избавитесь от нее полностью».
Клиентка несколько минут сосредоточенно работает, мысленно расставаясь с властью (процесс необходим для растождествления с осознанным нежелательным качеством), при этом заметно, как расслабляется ее тело, глаза начинают светиться мягким светом. Наконец она говорит, что «болезнь» на стуле растаяла, власть ей больше не нужна. Она подтверждает, что чувствует, как любовь, которую она утратила ранее, возвращается к ней.
«Как Вы чувствуете себя в целом?»
«Я уже много лет так хорошо себя не чувствовала…»
Работа продолжалась на последующих сеансах, но, анализируя данный ее этап, можно понять, что клиентка с помощью болезни властвовала
над малым кругом семьи и что власть и любовь — вещи не совместимые.

Что еще важно — после девяти сеансов у клиентки восстановились все
нормальные психические функции, а это еще раз подтверждает, что у нее не было никаких нарушений работы мозга, все симптомы были следствием внутрипсихического конфликта, ее ухода в болезнь.
Еще одной составляющей теории А. Адлера является концепция
о роли порядка рождения ребенка в семье. Например, первенец до
появления второго ребенка получает в семье безграничную любовь и заботу родителей. Рождение же второго ребенка означает
для него как бы «лишение трона», и он склонен отвоевывать свое
верховенство в семье. Но прошлого не вернуть, и поэтому он обычно идет по пути социальных достижений, стремится к власти и
лидерству. Первенцы обычно достигают более существенных социальных успехов, чем вторые дети, и обладают более высоким
интеллектом, что подтверждается статистическими данными.
На своем терапевтическом опыте я убедился, как тяжело переживает рождение брата старшая сестра. Мне известно несколько
случаев развития невроза на этой почве. Видимо, это связано с
тем, что ей труднее компенсировать потерю «трона» на пути социальных достижений и она чувствует, что все равно будет хуже
мальчика, поскольку для родителей мальчик более ценен (как ей
кажется).




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика