Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
25 ноября 2024
  • :
  • :

Хирург, автомобилист и пилот — княгиня Софья Долгорукая Ко вчерашней дате хотим рассказать об…

⚕Хирург, автомобилист и пилот — княгиня Софья Долгорукая⚕

Ко вчерашней дате хотим рассказать об удивительной женщине, в судьбе которой на фоне мировых потрясений сплелись и война, и медицина, и инженерное дело.

Долгорукая Софья Алексеевна (25.12.1887-08.12.1949), княгиня — представительница известного в России графского рода, по рождению – Бобринская.

Изучала в Женском институте медицину, в период 1907-1912 гг. в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне получила награду из рук сербского короля Петра I.

Одна из первых в России женщин-автомобилисток и лётчиц. Увлекалась автомобилями, совершенствовалась в их вождении, была членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега на Приз Его Императорского Величества Николая II в июне 1910 года по маршруту Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Могилёв — Киев — Гомель — Рославль — Москва — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург протяжённостью 3200 км, причем все время она сама управляла автомобилем «Делоне Бельвиль». Только досадный случай на стоянке в Вышнем Волочке (случайно разбил радиатор въехавший в её автомобиль один из участников) не позволил ей войти в зачётный состав.

В начале 1910-х годов Софья Алексеевна увлеклась нарождающейся авиацией, в 1912 г. прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба. Несколько слов надо сказать о машине, на которой проходили тогда обучение летчики. Конструкция учебного «Фармана» состояла из сосновых брусков, планок, проволочных растяжек и полотняной обшивки. Позади пилотского сиденья крепился 50 сильный двигатель. Вес — составлял 580 кг, максимальную скорость полета он развивал до 65 км/ч. Скорость едва превышала скорость свежего ветра. Даже незначительный порыв ветра создавал крен, а следовательно, и опасность для аэроплана быть опрокинутым. Пилот должен был мгновенно реагировать на крен. Достигалось это за счет балансирования собственным телом: отклоняясь в ту или иную сторону, пилот достигал нужного перемещения центра тяжести аэроплана и выправлял нарушенное равновесие. Увы, многим это не удавалось сделать вовремя; недаром в списке 112 авиаторов, погибших к 1912 году, в графе «причина аварии» сплошь и рядом значится – «порыв ветра». Но у Софьи Алексеевны была мечта, и она шла за ней. Лётная подготовка была пройдена успешно. Вернувшись в Россию, Софья Алексеевна окончила Высшие женские курсы. Затем поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба и в июне 1914 г. получила удостоверение лётчицы (авиатриссы, как иx называли).

Её ходатайство о назначении в военную авиацию было отклонено, тогда она yшла на фронт сестрой милосердия в отряд Красного Креста имени Государственной Думы, сначала служила на фронте под Варшавой, затем в Персии в корпусе генерала Н.Н. Баратова. За свою работу была награждена четырьмя медалями. Из мемуарной книжки “Персидский фронт”, написанной А. Емельяновым, возглавлявшим в тех краях фронтовую медицину: ”В холерном отделении в круглом сводчатом зале пришлось больных класть на циновках на каменный пол… Холерных человек шестьдесят. В бараке доктор – княгиня Долгорукая. Слушает пульс, дает лекарства, поправляет подушки, переворачивает больного. Все сама… Мать, доктор, авиатор, Георгиевский кавалер трех степеней…” За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне Софья Алексеевна получила личную награду из рук сербского короля Петра I.

В начале 1917 года её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в корпусной авиаотряд (26-й КАО), но распад армии лишил её возможности воспользоваться назначением.

Вероятно, в 1913 или в 1914 году княгиня развелась со своим мужем. Называлась она тогда графиней Бобринской, но многие её знали по-прежнему, как княгиню Долгорукую, по фамилии первого мужа, князя Долгорукого Сергея Александровича. Уже при Советской власти в Петрограде в 1918 г. графиня Бобринская вышла замуж вторично за князя Петра Петровича Волконского, но вынуждена была уехать за границу. В 1921 г. из Англии съездила в Россию, вызволила там своего мужа из тюрьмы и вместе с ним вернулась в Лондон.

Пробовала работать по воспитанию детей и в медицине, но не имела соответствующих документов. В 1926 г. уже во Франции вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси, переводчиком, гидом. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком. С 1928 г.Софья Алексеевна стала работать секретарем у маркиза Ганея.

Софья Алексеевна — aвтор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; знаменитой публикации «Горе побежденным» (1934, Париж), статей и обзоров в «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 г. ее дочь была арестована. С большим трудом удалось вызволить ее из лагеря и переправить в Лондон.

Софья Алексеевна умерла в 1949 году во Франции, похоронена на одном из кладбищ Парижа.

#о_лучших@takticheskayamedicina




2 мнения к “Хирург, автомобилист и пилот — княгиня Софья Долгорукая Ко вчерашней дате хотим рассказать об…

  1. Nadeya Blonskaya

    Господи…на этих «табуретках»…а говорят, что женщины — слабый пол!
    И в холерные бараки, и в Россию — вызволять мужа…
    Что за женщина! моё преклонение…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика