ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОСОМАТОГЕННОЙ СЕМЬИ
Психосоматогенная семья – это взаимозависимая и замкнутая на себе система, где все члены крепко держатся друг за друга и осуществляют контроль. В такой семье избегают проявлений чувств, часто возникает ощущение заброшенности, конфликты не раздуваются, присутствуют негативные невербальные коммуникации. Свобода и право на личную жизнь у членов семьи отсутствуют. Болезнь члена семьи всегда является отвлекающим маневром, способом ухода от конфликта. Психосоматический больной часто является «носителем проблем» семьи.
Понятие «психосоматогенная семья» было описано Х. Штирленом, а М. Малер разработала концепцию психосоматической матери. В пользу концепции психосоматогенной семьи высказывались Э. Г. Эйдемиллер и Л. Ф. Кремнева. Они в качестве источника психической травматизации личности, приводящего к психосоматическим заболеваниям, видят нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи, где растет и развивается ребенок.
Классификация механизмов развития психосоматогенных семей включает: «Связывание» – семья с жесткими стереотипами коммуникации; дети в такой семье становятся инфантильными, отстают в эмоциональном развитии. Формула общения в такой семье: «Делай, как я тебе сказал».
«Отказ (отвержение)» – ребенок как будто отказывается от себя, от своей личности; у него может развиваться аутизм и тенденция к автономности.
«Делегирование» – у родителей потеряно реалистическое восприятие достижений своих детей; они воспринимают своих детей как продолжение себя, возлагают на них надежды на осуществление своих несбывшихся планов.
Психосоматогенная семья — это фактор формировании психосоматических заболеваний. Как правило, выделяют 5 характеристик психосоматогенных семей:
1) сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, которая мешает развитию самостоятельности, следовательно, защитные механизмы его более слабые;
2) сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого;
3) низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах, при которой взаимоотношения в семье негибкие;
4) тенденция избегать выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов; риск возникновения внутренних конфликтов;
5) ребенок и его заболевание часто играют роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте.
Для психосоматогенной семьи характерно не поощрение свободного выражения чувств и свободного отреагирования отрицательных эмоций, вследствие чего ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их соматизации.
Психосоматогенная мать — это мать, лишенная собственного чувства идентичности. В семье она доминирует, в то же время очень холодна эмоционально. Ее коммуникации с ребенком достаточно однообразны и односторонни. Его эмоциональные реакции не замечаются. Причина: для такой матери важно эмоционально отстраниться от эмоционального воздействия любого объекта. Она отвечает главным образом на физиологические потребности ребенка, на его болезни, но не эмоциональные запросы. Иногда она может выглядеть чрезмерно заботливой, но это нормативная забота: ребенок должен не болеть и быть вовремя накормлен. Т.к. мать сфокусирована на теле ребенка, он, чтобы получать эмоциональную заботу, должен болеть. Он в своей эмоциональной фрустрации начинает «говорить» языком симптомов.
В первые месяцы жизни ребенка его потребности состоят из циклических состояний напряжения и удовлетворения. В ПС семье мать не может обеспечить удовлетворения, п.ч. нестабильны сами ее реакции на ребенка. У такого ребенка не будет стабильности в дифференциации внутреннего и внешнего. Его идентичность не имеет достаточной основы для его развития.
Если мать нормально удовлетворяет ребенка – у него развивается чувство базового доверия, при этом у него нет доверия к своему телу.
Ребенок на ранних стадиях опирается на мать, как на вспомогательное Эго. Она помогает ему формировать границы телесного «Я». В ПС семье этого нет и ребенок обретает нарциссический дефицит. Он недостаточно уверен в себе, не чувствует себя в безопасности. Его коммуникация с матерью – только через неудовлетворенную физиологическую потребность, возможно, через болезнь, симптом. Болезнь – радикальное средство, чтобы получить любовь, нарциссическую подпитку. Чувство себя ребенок может получать только через свою болезнь.
Ситуация потери объекта – когда дефицит идентичности определяется с особой остротой.Процесс продолжается на стадии сепарации-индивидуации (диадных отношений). На подфазе практики – первый негативизм, который дает возможность отрицать, связывать аффекты со словами. У матери отрицание вызывает агрессию, она сердится, когда слышит «нет». Так у ребенка появляется страх материнской агрессии, автономии. Он боится идентифицироваться с агрессором, чтобы не вызвать агрессию еще большую. Поддержка матери – только в проявлении контроля над ребенком. Она не дает ребенку свободы, идентичность не развивается, вследствие этого – симбиотический комплекс, т.е., ребенок без материнского контроля неспособен самостоятельно существовать.
Если при нормальных условиях из симбиотического состояния ребенок и мать выходят синхронно, то психосоматогенная мать выходит из симбиоза первой. Мать все время говорит ребенку, каким он должен быть, потому что не знает, какая она сама. Она «подталкивает» ребенка к разлуке, а для него это травма. Мать заставляет жить его так, как будто идентичность сформирована, чего на самом деле нет.
ПС реакция – нарушенная функция умения сказать «нет». Человек не может сказать «нет» объекту, он говорит его самому себе. Если человек не может сказать «нет», его агрессия превращается в аутоагрессию, п.ч. в детстве она или запрещалась или не замечалась. Его агрессия направляется против себя «плохого», против той части себя, которая недостойна любви. Он сам для себя – оберегающая мать. И он вместо матери переносит любовь к телу, п.ч. для нее главное – здоровье.
Чаще мать ПС личности находилась под сильным давлением «идеала –Я». У нее есть представления об идеальной матери и совершенном ребенке, а реальность воспринимается ею как нарциссическая травма, п.ч. ее ребенку далеко до идеала. В результате происходит навязывание совершенства ребенку, а реакция на протесты – непонимание.
Французская школа объясняет развитие ПС заболеваний дефицитом фантазийной активности. У ПС больных часто отмечается операционное или операторное мышление : бедные сновидения, отсутствие фантазий, слабо развита способность к проекциям и интроекциям. Причина этого –такая ранняя специфика отношений с матерью: мать такого ребенка тормозила развитие его фантазийной активности. Например, ребенок засыпает на руках у матери – и мать начинает качать его постоянно. Это ребенок получает вместо того, чтобы создать фантазм и с ним заснуть.
Ребенку нужен материнский интроект. А в данном случае его заменяет настоящая мать, т.е., не удается интроекция материнских рук и материнской груди. Впоследствии такому ребенку недостаточно сосать палец – ему нужна только материнская грудь. Мать – как наркотик, реальная материнская забота – единственная защитная инстанция. Для него ПС стабильность возможна только при устойчивой связи с матерью. Такой человек в зрелости будет легко попадать в зависимость от опекающего объекта.
Павел Сидоров, Ирина Новикова — Синергетическая концепция формирования психосоматических заболеваний
Гематогенной.