Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
20 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА Термин «гедонизм» относится к нескольким теориям, у которых, несмотря на различия, есть…

ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА

Термин «гедонизм» относится к нескольким теориям, у которых, несмотря на различия, есть общее основное положение: удовольствие и страдание – единственные важные элементы явлений. В философии гедонизм часто называют теорией ценности. Это значит, что удовольствие – единственное, что на самом деле нужно человеку во все времена и что имеет ценность. Соответственно, страдание – то, чего человек всегда избегает. В теории гедонизма «удовольствие» и «страдание» понимаются очень широко и могут относиться как к физическим, так и к моральным аспектам.

Философ Эпикур признавал удовольствие высшим благом, но считал, что достигать его нужно через спокойствие и усмирение желаний, а не немедленное их удовлетворение. Эпикур полагал, что простая жизнь, наполненная друзьями и философскими рассуждениями, – высшее из достижимых удовольствий.

В Средние века идеи гедонизма отвергались христианскими философами, так как не соответствовали христианским понятиям о добродетели (вера, надежда, избегание греха и помощь ближнему). Но некоторые философы признавали наличие рационального зерна в этом учении: Бог желает, чтобы человек был счастлив.

В философии гедонизм обычно связывается с ценностью и благосостоянием. Его основу тем самым составляет утверждение, что удовольствие – единственное, что само по себе имеет ценность для человека, а страдание – единственное, чего человек всегда стремится избегать.

«Имеет ценность само по себе». Выражение «само по себе» очень часто используется в обсуждении гедонизма, и оно очень важно. Оно подразумевает внутреннюю ценность, в отличие от той, которая служит инструментом для достижения цели. Например, деньги обладают реальной ценностью, только когда вы что-то на них покупаете. Они служат средством достижения цели, но не обладают внутренней ценностью. Удовольствие же имеет ценность само по себе – даже если не ведет к чему-то большему.

С позиций ценностного гедонизма всё, что обладает ценностью, можно свести к удовольствию. Разумный гедонизм идет дальше, утверждая, что только удовольствие способно сделать жизнь человека лучше, а страдание – хуже.

Основу психологического, или мотивационного, гедонизма составляет убеждение, что поведение человека определяется только его желанием, осознанным или неосознанным, получать удовольствие и избегать страдания. В разных формах идеи психологического гедонизма поддерживали Зигмунд Фрейд, Эпикур, Чарлз Дарвин и Джон Милль.

Современные философы, как правило, отвергают крайнюю степень психологического гедонизма (идею о том, что любое поведение человека основано на избегании страдания и стремлении к удовольствию). Многочисленные факты опровергают это (например, когда очевидно неприятные вещи выполняются из чувства долга), и сегодня принято считать, что поведение человека может мотивироваться не только поиском наслаждений и избеганием страдания.

Многие психологи также высказывали теории о том, что человеческое поведение в значительной мере определяется поиском удовольствий и избеганием боли. Фрейд включил эту доктрину с свою теорию бессознательного, но сместил ее фокус. Основной движущей силой всего психического аппарата, говорил он, является желание, порождаемое неосуществленным стремлением или возбуждением, —желание облегчить вызванное этим Unlust (неудо-вольствие), тем самым разряжая напряжение и достигая удовольствия. В ранних работах Фрейд называл это «принципом неудовольствия», но позднее переименовал в принцип удовольствия; под этим названием он и сделался частью психологического словаря.

Как писал У. Джемс, принцип удовольствия-неудовольствия фундаментален для психологии Фрейда: он автоматически регулирует все процессы катексиса. Катексис, важнейшее понятие в работах Фрейда, — термин, предложенный Джеймсом Страчи, переводчиком и редактором собрания сочинений Фрейда, наиболее близкий по смыслу к употреблявшемуся Фрейдом термину Besetzung означавшему разрядку психической энергии, направленность импульсов по определенным каналам.

Типичным желанием является голод. Когда соответствующий первичный процесс — образ пищи, мечта о пище — не может облегчить неприятные ощущения, в дело вступает вторичный процесс благодаря катексису психическая энергия разряжается в виде действий в реальном мире, таким как покупка еды или готовка, которые в конце концов утолят голод и приведут к получению удовольствия Таким образом, первичные процессы действуют в соответствии
с принципом удовольствия, а вторичные процессы — в соответствие с принципом реальности. Однако позднее Фрейд добавлял: «Подстановка принципа реальности на место принципа удовольствия означает не отказ от последнего, а лишь его охрану. Сиюминутное удовольствие, результаты которого не очень достоверны (т.е. выполнение желания) приносится в жертву, но только для того, чтобы выиграть новый путь, обеспечивающий удовольствие позднее».




Одно мнение к “ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА Термин «гедонизм» относится к нескольким теориям, у которых, несмотря на различия, есть…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика