ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Выделим несколько определений социальности человека, которые встречаются в литературе:
1) социальность человека — личностное качество, характеризующее меру социального развития человека как общественного существа;
2) социальность человека — обусловленное социальными процессами особого рода качество психики человека;
3) социальность человека — предрасположенность человека к межличностному взаимодействию (стремление к межличностному взаимодействию).
Первое определение говорит о том, что в процессе социализации в психике человека формируется особое качество. Это качество проявляется через способность личности реализовывать свой культурный потенциал в процессе совместной с другими личностями деятельности. Иногда речь идёт не об одном качестве, а о комплексе личностных качеств, составляющих умение человека взаимодействовать с другими людьми. На каждом возрастном этапе личности требуется достичь конкретной степени познания социальных норм, свойственных той культуре, в которой он живет и развивается, а также усвоить язык, жесты, мимику, пантомимику, связанную с поведением, чтобы успешно функционировать.
В разных социально-культурных средах, которые отличаются специфическими условиями, люди по-разному реализуют набор подобных качеств. Второе определение указывает на обусловленность поведения и реагирования человека социумом. Многие авторы рассматривают социальность человека как набор черт характера, приобретенных в процессе развития психики от других людей. В этом смысле социальность человека является приобретенной, а не врожденной. Согласно такой позиции человек не рождается с готовыми социальными тенденциями и потребностями, всё это формируется при его жизни и в конкретных социальных условиях. Воспитание, обучение, труд и другие формы взаимоотношений являются необходимыми условия формирования личности как таковой. Этот взгляд разделяют большинство представителей социальной психологии.
Третье определение наиболее близко воззрениям представителей глубинной психологии. Оно указывает на особое свойство психики — стремлению к социальному взаимодействию. Но не только представители глубинной психологи считали стремление человека к межличностному взаимодействию — одним из главных мотивационных детерминантов психики. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, врожденная социальность человека — это исходное условие его существования, это тут фундамент, на котором строится бытие и сознание. Согласно Рубенштейну, «Я для другого человека и другой для меня — является условием нашего человеческого существования».
Социальность человека — врожденное или приобретенное явление? Дискуссии о соотношении «врождённого» и «приобретённого» в психике человека продолжаются до сих пор, причём подавляющее большинство ученых не сомневаются в наличии врождённых задатков психологического характера. Существует также точка зрения, что любое приобретённое должно основываться на чем-то врождённом, а врождённое может реализоваться только, если есть соответствующее окружение. Не смотря на это, многие ученые все ещё продолжают спорить на этот счёт.
В основе бихевиоризма лежит допущение о том, что в основе поведения человека лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями. Уотсон и его последователи считали, что в психике практически нет врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательного, хватательного). На этих нескольких рефлексах и выстраивается все содержание психической жизни. Таким образом, ведущим фактором является фактор окружающей среды. Становление и развитие психики происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и специфичных реакциях на них, которые поставляет среда.
При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Само психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно.
Представители социобиологии рассматривали социальность человека личностным качеством, сформированным в процессе эволюции вида, которое выполняет функцию самосохранения рода и вида. Стремление людей вступать в отношения с другими объясняется исключительно биологически утилитарной целью — потребностью выживания. Любопытно, что в своих ранних работах З. Фрейд высказывал примерно такую же позицию. Находясь в отношениях, коллективе или группе проще вести хозяйство, охотиться на зверей, защищаться от врагов, растить детей, обмениваться опытом. Поэтому, грубо говоря, с этой точки зрения человек запрограммирован как социальное животное, то есть, предрасположен к установлению эмоциональных связей и отношений с другими людьми.
Такую точку зрения высказывали многие психологи, особенно представители эволюционной психологии. Здесь речь идёт не об инстинкте, то есть жесткой генетической детерминации поведения, а о некой общей направленности и предрасположенности психики человека к тому или иному поведению, которое может осуществиться, а может — и нет. Следовательно, с позиций данного подхода, поведение зависит не только и не столько от генов, которые задают лишь изначальную направленность, а от психических механизмов, отличающихся гибкостью реакций. Кроме того, значительную роль в реализации социального поведения играют факторы окружающей среды.
С эволюционной точки зрения активные действия отдельного человека направлены не столько на выживание его самого, сколько на выживание его генотипа. В процессе эволюции у людей сложилось просоциалъное поведение, которое усалило возможность выжить популяции, несмотря на различные угрозы среды. Идея о том, что социальное формируется на фундаменте индивидуальной психики, свойственна символическому интеракционизму Дж. Мида, когнитивному направлению в социальной психологии, теории социальной идентичности Г. Тэджфела, а также теории самокатегоризации Дж. Тернера. Согласно Дж. Миду поведение человека подчинено не инстинктам, а некой внутренней организацией, внутри которой эти врожденные привычки функционируют с целью исполнения определенных сложных действий.
Таким образом, поведение любого существа определяется не базовым набором инстинктов, в основе организации типа поведения лежит социальная жизнь, т. е. непрерывное приспособление откликов к меняющимся установкам людей, участвующих в корпоративных действиях. В этом плане поведение человека, как и животного, является социально обусловленным. Отличие состоит в том, что у человека значительно усовершенствован процесс приспособления к обществу, он использует язык, когда обращается к другим людям, воздействуя на них, действует, испытывая их воздействие на себе. Социальное поведение индивида (как схема действий-откликов) усложняется, ибо, в отличие от животного, поведение человека осмысленно
На сегодняшний день в психологии господствует представление о том, что ребенок с рождения является социальным существом. Л. С. Выготский называл младенца максимально социальным существом, так как удовлетворение всех его нужд осуществляется другим человеком. В тоже время в настоящее время накопилось множество фактов, свидетельствующих о социальной компетентности младенца уже начиная с рождения. Это данные подтверждают гипотезу о наличии важных для коммуникации особых возможностей зрительного и слухового восприятии, мимики, интермодального синтеза и имитации, а также о социальных сигналах, посылаемых ребенком, и его способности участвовать в социальном взаимодействии.
Рассмотрим подробнее эти факторы:
— Направленность внимания на другого человека: новорожденные предпочитают смотреть на стимулы, похожие на лицо человека, а не на рисунки с перемешанными частями лица, а также с большим интересом следят за движущимся лицом, чем за другим движущимся объектом. — Предпочтение материнского лица: В исследованиях Карпентера в 1974 Дж. Уолтона и Т. Бауэра в 1991 году было показано, что уже через 7 часов после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека с волосами такого же цвета.
— Реакция на другого человека: что младенцы по-разному рассматривают человеческое лицо и неживые предметы. Рассматривая лицо, они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, сжимать и разжимать кулачки, совершают плавные движения.
— Установление эмоционального контакта с помощью подражания: в широко экспериментах Э. Мелтзоффа и М. Мура в 1977 году было обнаружено, что новорожденные в возрасте двух-трех недель способны подражать множеству мимических движений взрослых, таких как высовывание языка, открывание и закрывание рта, выпячивание губ. Исследования Э. Винера, проведенные в 1986 году, подтвердили эти данные и показали, что новорожденные способны имитировать мимические движения уже в семидневном возрасте.
— Обмен социальными сигналами: Среди социальных сигналов младенца, регулирующих взаимодействие с людьми на первом месяце жизни, ученые выделяют две группы: сигналы привлечения внимания и инициирования взаимодействия и сигналы избегания или желания прекратить взаимодействие. К первой группе относится вокализация, улыбка, взгляд в глаза, циклические движения руками и ногами. Сигналами второй группы являются сжатие губ, гримаса на лице, хмурость во взгляде, мигание или закрывание глаз, отведение взгляда в сторону, сопровождаемое усилением сосательных движений, хныканье.
— Активизация нейронов, связанных с эмоциями: визуальное восприятие младенцем эмоционального состояния родителей приводит к нейронной активации собственных механизмов, ответственных за генерацию эмоций.
Перечисленные факторы оказывают на потребность младенца в отношениях с другим человеком, в контакте с человеком, в общении с ним. Эта потребность проявляется в первые недели жизни, что указывает на социальную природу человека — его стремление к взаимодействию с другими людьми. Младенец с рождения воспринимает людей и реагирует на них, он обменивается с ними социальными сигналами, и способен участвовать в социальном взаимодействии. Л. С. Выготский писал о том, что начиная с первых дней жизни, объективные условия развития ребенка создают необходимые предпосылки для возникновения потребности в общении, являющейся социальной как по своему содержанию, так и по происхождению. Эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка.
Таким образом, социальность человека — это способность взаимодействовать с другими людьми, а врожденная социальность — это склонность или стремление к такому роду взаимодействию. Социальный порядок — это не продукт человеческой деятельности, а часть человеческой природы. Врожденная социальность человека в этом аспекте — не что иное, как внутренний импульс, тенденция, побуждение к взаимодействию с другими людьми. Речь идёт о физическом взаимодействии (общении, объятиях, нежности, совместной деятельности), эмоциональном взаимодействии, символическом взаимодействии (идентификации). Социальность человека — это его стремление находиться и общаться с себе подобными, обмениваться с ними информацией, заботиться и любить, проявлять нежность. А. Маслоу очень высоко оценил это стремление человека; в его знаменитой пирамиде потребностей, потребность в других людях лишь чуть-чуть уступает потребностям в пище и безопасности. Социальность человека подчеркивается практически во всех современных направлениях психологии.
А. Грибанов — Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека