Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
12 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ЭПИЛЕПСИЯ (Белопольская Н. Л.) Мальчик 15 лет, ученик 7-го класса. Изменение личности и характера…

ЭПИЛЕПСИЯ (Белопольская Н. Л.)

Мальчик 15 лет, ученик 7-го класса. Изменение личности и характера идет по типу эпилептической болезни. В анамнезе ушибы в раннем возрасте, инфекции. В школе учился отлично, учение давалось легко. Припадки начались в возрасте 14 лет, за последнее время бывает состояние апатии; стал раздражительным, всем недовольным, упрямым, иногда мог проявлять разрушительные тенденции и сам говорил, что его якобы кто-то заставляет это делать. Злопамятен. По данным педагога школы, за последнее время ему трудны устные ответы, трудно выражает свои мысли, избегает историю, географию, в письменных работах многословен. Медлителен. С трудом переключается. Новое запоминает с трудом, старое помнит.

На психологическом обследовании производил благоприятное впечатление: держал себя уверенно, речь культурная, с очень легким заиканием; довольно легко выражал свои мысли; любит читать, помнит прочитанное и может о нем поговорить. На эксперименте словесная память у него оказалась удовлетворительной, но сам он заявил, что зрительная память («наглядная») у него лучше, чем словесная. Он проявил хорошие данные в тех психологических заданиях, решение которых связано с общим развитием, с культурой; так, он хорошо
комментировал метафоры, пословицы, различные отвлеченные положения, причем часто говорил: «А мы это проходили в школе». И в то же время в процессах логического мышления в решении тех задач, которые были мало знакомы, был очень многословен. Например, так различил доску и стекло: «Стекло прозрачное, затем стекло бьется, доска деревянная, ее сразу отличишь, у доски волокна, у стекла нет, самое главное — стекло прозрачно, а доска — нет». Затем так определил сходство солнца и печки: «У них сходство по цвету пламени, а так солнце и печка — разные предметы, ничем непохожие». В эксперименте на опосредствованную память он хорошо запоминал
слова, когда между словом и картинкой была конкретная связь. Например, к слову «пожар» подобрал картинку, изображающую крышу с дымом; к слову «драка» — картинку, на которой нарисован ножик; к слову «сила» — лошадь и т. п. Эти слова хорошо запомнил. В пиктограмме к предложению «строгая учительница» нарисовал муху и объяснил: «У нее на уроке такая тишина, что слышно, как муха пролетит»; к предложению «мальчик трус» начал рисовать реку, берег,
волну, ветер, который гонит волны, и так увлекся конкретными подробностями, что забыл, к какому предложению он все это рисовал.

Таким образом, можно сказать, что в мышлении у него превалирует конкретность, говоря о различных предметах, он всегда их представляет образно, а обобщающий смысл ему труден. Он оказался очень слаб в эксперименте на обобщение: когда ему было предложено классифицировать 75 картинок, он растеря лея, много времени тратил на то, чтобы охватить их, все проанализировать, он обращал внимание
на отдельные элементы, слишком долго на них останавливался, не охватывал целого. Все 75 картинок разложил на столе, долго на них смотрел, а затем прежде всего начал отбирать все картинки с изображением железных вещей (на картинках были изображены люди, животные, растения и различные предметы). Работу не мог закончить. При сложении куба Линка он не образовал плана всей операции, а начал складывать боковую стенку по методу проб и ошибок, чтобы стенка была нужного цвета. На сложение всего куба он тратил много времени, но он не бросал работу. Это сильный тип, он активен и целенаправлен; при сложении куба упорно добивался хороших результатов и только в процессе действования понял принцип сложения и под конец уже стал применять более высокие методы работы. В его работе интересен не окончательный результат, большей частью хороший, а путь решения, на котором ему встречаются значительные трудности; эти трудности надо преодолевать, и он их преодолевал устойчиво.

Его очень затруднил ассоциативный процесс; он с легкостью говорил целые фразы, а отвечать одним словом затруднялся.
Такие реакции говорят об инертности его психики. Внимание его сужено по объему. Сильно затруднена переключаемость. Отсутствие гибкости его мыслительного процесса проявилось в отсутствии у него инициативы, догадки, в связи с чем он становился в тупик при всяком новом задании.

На эксперименте можно было отметить большое напряжение, которое он вкладывал в работу, и постоянное стремление себя выявить в самом лучшем свете. В связи с большой сосредоточенностью на своем «я», с желанием, чтобы им занимались, он задавал экспериментатору много вопросов о своем выполнении задания и расстраивался, когда задание у него не выходило.

Этот случай интересен тем, что изменение личности здесь не резко выражено; мальчик учится хорошо, прилежно, но изменение характера, темпов мыслительного процесса у него идет по типу эпилептической болезни: у него замедленность, вязкость мышления при состояниях аффективной напряженности. Негибкое, трудно переключаемое внимание. Работоспособность хотя и замедленная, но целенаправленная.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика