Ты этого достоин Анна Сергеева Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу
full screen background image

ЭКСПЕРТИЗА КАК ЗАДАЧА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Ряд практических задач, в решении которых активно участвуют клинические…

ЭКСПЕРТИЗА КАК ЗАДАЧА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ряд практических задач, в решении которых активно участвуют
клинические психологи, связан с проведением различных экспертиз
(врачебно-трудовой, медико-педагогической, военно-врачебной, судебно-психиатрической). Общим для этого круга задач является необходимость соотнесения определенных особенностей психики больного с психофизиологическими требованиями и особенностями структуры той или иной конкретной деятельности (трудовой, учебной) или действия, поступка.

Значение психологических исследований в этой области определяется
прежде всего тем, что экспертиза связана с учетом не только медицинских, но и социальных и психологических факторов. Для их
решения обычно нужны детальные данные об особенностях психического склада больного и соотнесение его психофизиологических возможностей с особенностями той деятельности (или действия), в отношении которой проводится экспертиза.
Экспертиза трудоспособности психически больных связана, например,
с требованиями той или иной профессии к психическим и физическим функциям человека. Для этого наряду с нозологическим
(синдромальным) устанавливается и функциональный диагноз, учитывающий не только пораженные, но и сохраненные функции и определяющий компенсаторные возможности больного и его способности к трудовой деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальные возможности личности, мотивов, установок больного и т.д.

При решении, например, вопросов, связанных с прогнозом учебной
деятельности и отбором детей в специальные школы разного типа,
основным экспертным принципом является комплексное изучение
ребенка (врачебное, психологическое, педагогическое) с обязательным
установлением особенностей его развития и выявлением потенциально
положительных возможностей обучения.
В судебно-психиатрической экспертизе центральным моментом
остается вменяемость-невменяемость (Кудрявцев, 1996). Установление
невменяемости основывается на двух обязательных критериях —
медицинском и юридическом (психологическом), выходя за рамки
психопатологического анализа.
Место и фактическая роль психологических исследований в этой
области определяются, таким образом, необходимостью разностороннего анализа особенностей психического склада больного, его психических процессов и свойств личности. Они имеют особое значение (независимо от их отношения к диагностике и лечению) для тех или иных видов деятельности или совершения отдельных поступков. Особая роль экспериментально-психологических исследований в решении этих вопросов обусловлена тем, что для обоснованного экспертного заключения недостаточно лишь оценки снижения тех или иных психических функций и свойств больного, а необходим качественный, структурный анализ изменений его психической деятельности. Врачебно-трудовая экспертиза, например, не ограничивается вычислением процента потери трудоспособности, а строится на основе определения фактической возможности больного выполнять ту или иную работу без вреда для здоровья. Для решения этой задачи с помощью психологических методов выявляются характер и выраженность изменений психических процессов и возможности их компенсации с учетом психологических
особенностей той или иной деятельности. Экспериментально
изучают, например, утомляемость при различных видах труда —
однообразном, динамичном, непрерывном, прерывистом, автоматизированном, творческом, сенсорном или моторном и т.д.

Экспериментальное исследование структуры изменений интеллекта может выявить, например, соотношение между способностями к абстрагированию, конструктивному мышлению, усвоению новых знаний в их практическом использовании в конкретной предметной деятельности. Существенное значение для оценки трудоспособности больного может иметь структура расстройств памяти (преобладание нарушений краткосрочной или долговременной памяти, определение ее различных модально-специфических типов — зрительного, слухоречевого и др.) и соотнесение этих характеристик с особенностями профессиональнотрудовой
деятельности, рекомендуемой больному.
При медико-педагогической экспертизе детей и подростков с разными
формами дизонтогенеза психологическое исследование, как уже
говорилось, позволяет оценить не только структуры аномалии личности и задержку умственного развития, но и потенциальные возможности психического развития ребенка. Поскольку нарушения и отставание в психическом развитии обусловлены как олигофренией, так и другими причинами (педагогическая запущенность, последствия длительной астенизации, прогредиентное психическое заболевание), данные психологического исследования помогают психиатру в установлении природы дизонтогенеза и в выборе путей общеобразовательного и трудового обучения (массовая школа, санаторная школа, вспомогательная школа или специализированное ПТУ).




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика