Двойные задачи или зачем отвлекать пациента?
Как физический терапевт, вы можете регулярно сталкиваться с пациентами, которым нужна тренировка некой «всеобъемлющей способности», состоящей из трех тесно связанных, но разных навыков, обусловленных выполнением двойной задачи.
Во-первых, эта способность предполагает толерантность к условиям выполнения двойной задачи без потери двигательного контроля. Во-вторых, три различных навыка, необходимых для достижения этой способности, включают в себя:
Автоматизм первичных движений, которые не требуют постоянного внимания.
Осознание переменных окружающей обстановки, которые могут влиять на двигательную программу.
Способность распознавать и гасить нерелевантные переменные среды, которые не влияют на конечную цель.
Одним из примеров в спорте может быть футбольный полузащитник, который возвращается к соревнованиям после реконструкции передней крестообразной связки. У него нет времени и необходимых ресурсов, чтобы постоянно следить за своим коленом. Если он будет уделять внимание этой части тела, то, безусловно, пожертвует чем-то другим, что необходимо для мониторинга динамики игры. Поэтому работая (в процессе реабилитации) с таким пациентом, мы не должны останавливаться только на его физических возможностях, нам необходимо добиться такого уровня, чтобы его движения были автоматизированными. Это можно называть «второй натурой» или «моторной памятью», но в мире литературы о двойных задачах этот процесс называется «имплицитным обучением».
До травмы многие из повторяющихся движений, которые мы делаем в жизни, спорте и на работе, осуществляются с высоким уровнем автоматизма. Движение становится автоматизированным или процедурным по своей природе не только из-за постоянной практики (повторений), но также за счет регулярного сочетания выполнения задачи с наличием вторичного отвлекающего момента. Мы гуляем, чистим зубы, натягиваем футболку и выбираемся из постели, в основном не думая… из-за двойных задач, которые мы возлагаем на себя. Физиологически двойная задача стимулирует, принуждает, а порой и вовсе заставляет головной мозг обрабатывать моторные задачи в одном из четырех центров процедурной памяти: базальных ганглиях, мозжечке, дополнительной моторной области и премоторной коре головного мозга.
Применение двухзадачного тренинга всегда должно учитывать специфику задачи и вовлеченность пациента. Учитывайте спортивные, трудовые и жизненные роли и обязанности человека. Это способствует большей вовлеченности и более легкой передаче знаний. Например, вместо того, чтобы считать в обратном порядке, а качестве второстепенного задания наш футболист, ведя мяч по полю, может называть имена или номера своих товарищей по команде. Возможно, более сложной, но актуальной задачей для этого же игрока является дриблинг и вербализация указаний тренера.
Следует отметить, что почти общепринятое определение двойной задачи включает в себя положение о том, что обе задачи должны быть дискретными как в измерении, так и в функции, т.е. они могут выполняться раздельно, и что одна не является функцией другой. Это означает, что нести чашку воды — это сложная, но не двойная задача, тогда как переливать воду из кувшина в чашку во время ходьбы — это двойная задача.
Наконец, мы должны рассмотреть дозировку — насколько сильно можно нагружать/отвлекать внимание и какие существуют параметры ошибки или ухудшения двигательного контроля. Принято считать, что дозировка строится на личности пациента и объективной переносимости. Мы даем двойную задачу и ожидаем возникновение ошибки. Пациенты, участвующие в двойном задании, могут иметь более, чем 40% регрессию двигательной активности (что проявляется большим временем выполнения задачи, более медленной скоростью ходьбы/бега или сниженной точностью). Кроме того, частота ошибок, допускаемых для одного человека, не одинакова для всех – это зависит от личностных и индивидуальных особенностей человека. Именно по этой причине мы должны ожидать, что производительность будет регрессировать с введением второй задачи.
Заключение:
Реабилитация с применением двойных задач является дополняющей и необходимой частью комплексного восстановления.
Пациенты, которые практиковали двухзадачные тренировки, в большей степени будут терпимы к внешним раздражителям по возвращении к спорту или работе.
Двойные задачи, назначенные в правильной дозировке, могут облегчить процедурную передачу знаний и двигательное обучение пациентов.
Дозировка двойных задач должна учитывать личность пациента (процент успешных и ошибочных действий), его роли, обязанностей, целей и предпочтений.
Источник: Mike Studer. Dual Tasking – Why Would I Intentionally Distract My Patient?
Так кидать и принимать мяч принципиально нельзя. Это ошибка. Обратите внимание на примерную зону приёма мяча. Здесь принимает мяч именно мужчина с голыми коленями. Судя по его растопыренным пальцам. Но вот приём мяча осуществляется не в максимально дальней зоне, а где-то уже в середине — локти то уже согнуты. Нагрузка на руки здесь значительно БОЛЬШЕ. И самое главное. Все мышечные волокна в руке встали просто не для приёма мяча, имеющего определённый вес, а как получилось при простом подъёме рук. Времени и расстояния на гашение скорости мяча значительно меньше, нежели если бы приём осуществлялся в дальней зоне. Так же и дама с закрытым коленями — она не сопроводила мяч и движение получилось весьма и весьма укороченное. То есть, не тренируется сухожильная и связочная часть двигательной системы. Просто несерьёзно. Так же приём мяча стоя на одной ноге — ну, каждый решает сам. КОРОЧЕ — не специалист эта дама. И последнее. Приём мяча — опасная задача. Чуть что не так — пальцы ушли. Вряд ли в этот момент стоит отвлекать пациента рассказами о том, как и с кем проведена эта ночь. Есть такое понятие — идеомоторная тренировка…Полное сосредоточение (понятно, что зависит от степени освоенности данного упражнения) помогает улучшить технику выполнения. Ну давайте будет с боксёром разговаривать от том, какая у него машина и как у него учатся дети во время спарринг-поединка. ОПАСНО. Очень ОПАСНО для жизни. Или с пауэрлифтёром во время, когда штанга у него над грудью и если он расслабится или отвлечётся — она ему на грудь упадёт и его рёбра с хрустом войдут в сердце и лёгкие… Выходящий из открытых ран воздух будет кроваво пениться и хлюпать…. Нет уж. Движение есть движение. Во время бега поговорит не о чём — допустимо. Но вот тут — скорее всего не стоит.
А движение должно быть уж точно полноамплитудное, если нет противопоказаний. Почему ??? Один пипол сказал — сердце не машина. Он прав. Именно в этом вопросе. Когда движение законченное — мышца полностью растягивается… тренируется пятно контакта крепления сухожилия к надкостнице И… проталкивается кровь… Ну как то так.
А эта женщина которая занимается — не специалист. Всё это она должна учитывать. Вот это я думаю, современный подход к ЛФК и то, что находится уже после ЛФК.
Я же не врач, и заниматься ЛФК не имею права по закону, но вот заниматься тем, что находится уже за пределами ЛФК — по диплому имею право. Хотя насколько ГЛУПО отделить физическую культуру от лечебных целей, которые она проецирует на здоровье индивидуума… Все это понимают, но не говорят.
«Реабилитация с применением двойных задач является дополняющей и необходимой частью комплексного восстановления.
Пациенты, которые практиковали двухзадачные тренировки, в большей степени будут терпимы к внешним раздражителям по возвращении к спорту или работе.
Двойные задачи, назначенные в правильной дозировке, могут облегчить процедурную передачу знаний и двигательное обучение пациентов.
Дозировка двойных задач должна учитывать личность пациента (процент успешных и ошибочных действий), его роли, обязанностей, целей и предпочтений. »
Источник: Mike Studer. Dual Tasking – Why Would I Intentionally Distract My Patient?
итак — каждый решает сам, что и как ему применять при работе с пациентами. НО… А вот у меня есть ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, что так делать НЕЛЬЗЯ… А какие есть доказательства у пипола, кто написал данную статью ??? Ага — а никаких. Типа «мы вас научим, как Родину любить». Покладу в течении дня фото. На всякий случай — Как же был прав ВАСИЛЬЕВ про «мозговое топливо». Несомненно, оно связано как-то с распределением крови внутри организма и возможно просто является описательным элементов, не более. Но модель то работает.
Это фото чуть не в тему, но тоже занятное…
Почему нас пытаются пиполы оттуда забыть, что было исследовано в СССР и России и затем выдают эти исследования за свои.
Если у вас стоит задача снизить эффективность выполнения упражнения вашими пациентами — тогда отвлекайте их разговорами на разные темы. Мозг будет требовать ресурсов для мыслительной деятельности и будет происходит отток крови от исполнительных органов. На мышление… Короче — если автор написал именно так, то он просто не специалист. Вот наши ребята изучали работы пиполов оттуда и даже на них сослались. Факт — материальная база там значительно ЛУЧШЕ. А вот понимание процесса сейчас там — мягко говоря, не на высоте… Всем добра и успешного дня. Отвечу на все вопросы. Пишите…
автор должен был и противоположную точку зрения представить уж точно, а не продавливать своё видение вопроса… Не продавил…. Таки не удалось…
и тут всё совпадает с структурной системной физиологией, которую продавливаю именно я. ну как создатель. Короче — по себе знаю. Когда хорошо тренируешься-нужен напарник… Голова не соображает в полной мере — ну как оказалось — КРОВИ мало в мозгу… Ума то много, а вот крови мало (шутка).
Книга просто СУПЕР.
Задача, которую представители разных наук решают по разному… В вольном изложении. Итак. ЗАДАЧА. Неутомимый мальчик пробежал за полчаса 5 километров… Сколько километров пробежит неутомимый мальчик за 24 часа ??? Предлагайте Ваши варианты ответа.