ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС
В начале любой коррекционной работы в первую очередь выявляют актуальную на данный момент социальную ситуацию. В ходе беседы с родителем и наблюдения за родителем и ребенком необходимо получить как объективную, внешнюю картину состояния ребенка, так и субъективную.
К объективным данным относят: наличие клинического диагноза, данные обследования другими специалистами, информацию о посещении ребенком дошкольного или школьного учреждения, количество взрослых, осуществляющих уход за ребенком, поведение самого ребенка в данный конкретный момент. К субъективным данным относятся жалобы, которые предъявляет сам родитель, качество взаимодействия между родителем и ребенком. Может наблюдаться
существенная разница между тем, что будет предъявляться
родителем в виде жалоб или достижений (что тоже не редкость), и тем, что можно увидеть на первой встрече. Не стоит спешить делать конкретные выводы об уровне развития ребенка и факторах, лежащих в основе полученных данных.
Задача этого этапа диагностики – найти те «болевые точки», те ситуации, которые являются наиболее «невыносимыми» и дезадаптирующими для семьи в целом. С этими проблемами необходимо работать в первую очередь. Следует оценить, насколько родитель готов к посещению коррекционных занятий, помочь ему сформулировать или переформулировать свой запрос. Чтобы понять, насколько родитель готов включиться в коррекционный процесс (от возможности сотрудничества до возможности приезжать на занятия), надо оценить его собственные психологические ресурсы. Этот
уровень диагностики обеспечивает в основном работу с родителем на внешнем поведенческом уровне и, несомненно, необходим, особенно на ранних этапах работы с ребенком.