ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Принципы проведения диагностической беседы
Беседа представляет собой основную форму психологического взаимодействия в клинике. В связи с этим диагностическая беседа занимает первое место по популярности среди всех методов психодиагностики.
Диагностическая беседа в клинике обычно проводится в
свободной манере. Однако для эффективного в диагностическом
плане проведения беседы крайне важное значение имеют
формальные принципы постановки диагностических вопросов:
1. Недопустимо задавать вопросы в суггестивной форме,
когда в самом вопросе заключается уже готовый ответ. Отвечая
на такие вопросы, испытуемый повторяет в утвердительной
форме то, что уже содержалось в вопросе психолога. Глубокие и
значимые области переживаний пациента остаются
нераскрытыми.
2. В процессе ведения беседы необходимо соблюдать
правильный баланс открытых и закрытых вопросов. Открытые
вопросы носят, как правило, раскрывающий характер, а закрытые
вопросы – уточняющий.
Поведенческая диагностика в процессе беседы
Рассмотрим отдельные поведенческие признаки, которые
могут иметь определенную диагностическую информативность.
Паузы в рассказах на определенные темы.
Отклонения от темы беседы.
Использование речевых штампов, клише.
Спонтанные высказывания не по теме беседы.
Длительные задержки в ответах на вопросы.
Хаотичное построение фраз.
Признаки «эмоционального шока» (невербальные
признаки скрытого выраженного эмоционального возбуждения).
Эмоционально-экспрессивные проявления.
Различные речевые особенности: темп, громкость,
интонации.
Моторные проявления, жестикуляция, поза.
Стандартные критерии диагностической оценки
перечисленных поведенческих проявлений отсутствуют в связи с
тем, что эти проявления не имеют самостоятельной диагностической силы. Трактовка поведенческих признаков проводится в контексте всей диагностической информации, полученной в процессе психодиагностического исследования.
Содержание диагностической беседы
Содержание диагностической беседы включает различные
темы, обусловленные задачами исследования. Как правило,
правильное понимание и восприятие пациента непосредственно
связано со знанием биографических сведений о нем. Фактически
беседа представляет собой основной метод получения
анамнестических сведений. В этом аспекте диагностическая
беседа обычно проводится по определенному плану, который
включает, например, следующие категории:
наследственность, рождение, развитие;
перенесенные болезни и расстройства в прошлом;
отношения с родителями, семейная история;
профессиональный анамнез;
социальные отношения;
семейный статус;
психологические проблемы и способы совладения с ними
в жизни;
текущая психотравмирующая ситуация;
психологические аспекты развития настоящего
заболевания.
Наряду с получением биографических и анамнестических сведений цель диагностической беседы состоит в определении актуального психического состояния пациента с выявлением индивидуальных особенностей его поведения. В ходе беседы раскрывается феноменология переживаний пациента. При этом психолог оценивает состояние разных сфер психической деятельности и поведения, которые могут проявлять себя в условиях беседы. Обычно к таким сферам относятся:
внешность и психомоторная сфера;
особенности внимания и восприятия;
речь и мышление;
уровень образования и интеллекта;
настроение;
эмоции и регуляция аффекта;
общая адекватность;
наличие психопатологических феноменов.