Ты этого достоин Анна Сергеева Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу
full screen background image

ДЕФИНИЦИИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Сегодня клиническая психология определяется либо слишком широко (тогда теряется из вида…

ДЕФИНИЦИИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Сегодня клиническая психология определяется либо слишком широко
(тогда теряется из вида ее предмет вообще, например, синонимируясь с психопатологией), либо слишком узко, исходя из определенных
конкретных критериев, например институционального, функционального, предметного и др. Поэтому вопрос об адекватном определении понятия «клиническая психология» представляется достаточно существенным.

Определение «клиническая», которое происходит от греческого
«klinein» (склоняться, подходить, опираться), а также от «klinikos»
(лежащий в постели), в связи с психологией нередко приводит к недоразумениям.
В общем словоупотреблении понятие «клинический»
часто резервируют за феноменами, которые встречаются в стационарных учреждениях или делают необходимым стационарное лечение.
В случае клинической психологии это слово-определение относится,
однако, не к учреждению, а к потребности человека в консультации
и психотерапии, которые, как правило, предваряются и сопровождаются психодиагностикой. Клинические психологи заняты вообще психологической помощью людям, в этом нуждающимся, вне
зависимости от учреждений, в которых эта помощь оказывается.
«Клиническая психология, черпая в лабораторных исследованиях
ценные сведения, наблюдает за самой психологической жизнью, рассматриваемой как конкретное и реальное целое» (Прево, 2005. С. 31). В этом суть использования предложенного П. Жане и развитого его
учеником Ж. Пиаже «клинического метода» — познание личности в ее
единственности и единстве.

Л. Понграц (Pongratz, 1973) на основании широкого реферирования
соответствующей литературы говорит о существовании определений
клинической психологии с позиции институционального (учрежденческого) критерия: клиническая психология является тем, что
психологическая наука может предложить клинике, т.е. как и где психолог, вооруженный своей профессией, может клиническую работу
обогатить, расширить и углубить. Он же выделил дефиниции, исходящие из функционального и научного критериев.
Согласно функциональному критерию о клинической психологии
можно говорить, когда в исследовании и практике для диагностики,
терапии, профилактики расстройств поведения и переживания находят
применение психологические, т.е. разработанные в рамках психологии,
и проверенные методы. В основе этого понимания лежит
тезис, что такого рода нарушения не есть болезни в медицинском
смысле, они являются следствием неправильного развития (Fehlentwicklung).
Что касается критерия научности, то, согласно Понграцу,
клинической психологии следует ориентироваться в своем предмете,
исследовательских методах, теории и результатах на научную
психологию.

А.Б. Холмогорова считает, что на сегодняшний день адекватным
состоянию отечественных и западных исследований и практики представляется определение клинической психологии «как части психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии, изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики, при этом клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики» (2003. С. 80-91).

В то же время есть основание считать это определение не исчерпывающим, как и определение Р. Бастине (Bastine, 1998. С. 17-24),
который придерживается мнения, что клиническая психология занимается психическими расстройствами, психологическими аспектами соматических расстройств или болезней, а также психическими кризисами, которые обусловлены особыми жизненными обстоятельствами. Как психологическая дисциплина она основывается преимущественно на данных, теории, методологии и методах психологии и ее частных дисциплин. Ее задачей является клинико-психологические феномены описывать, объяснять и классифицировать (патопсихология), выявлять (психодиагностика), их появление предупреждать или устранять (профилактика и интервенция) и их связь с экологическими, социокультурными, институциональными рамочными условиями выявлять и оказывать на них влияние (контекстные условия).
Как психологическая дисциплина клиническая психология подходит
к своим феноменам с психологической перспективой, особенно
дифференцированно разрабатывает именно этот аспект. Поэтому
совершенно осознанно выбирается психологический подход без акцента на вопрос об основополагающем ограничении психологических, социальных и биологических условий. Социальные и биологические факторы подразумеваются в качестве контекстных условий или ковариаций психологических процессов и как таковые учитываются.
Это означает также, что состояния, расстройства, болезни
или кризисы вскрываются на основе данных о психической норме,
поэтому сильнее подчеркиваются взаимовлияние и переходы к психической патологии. Через эти подобия и отношения между нормальным и анормальным поведением выдвигаются на первый план
«здоровое» и «больное» поведение, которые резко друг от друга не
отделяются. И, наконец, берутся во внимание и такие феномены,
которые обычно находятся в пограничных областях между «нормальным» и «аномальным».

Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом клиническая психология нередко рассматривается лишь как прикладная дисциплина. Однако научно-теоретические дискуссии показали, что подразделение наук на прикладные и фундаментальные во многом произвольно, так как первые не могут не касаться также и фундаментальных вопросов, а вторые — не способствовать решению прикладных проблем. Точно так же обстоит дело и с клинической психологией, перед которой стоят задачи основополагающей (теоретической) и прикладной наук. Примером основополагающего научного вопроса может быть вопрос об объяснении возникновения (клинических) страхов. Вопрос же о том, как от страха избавляться, может рассматриваться как «технологическая» его постановка. С точки зрения представителей теории науки, клиническая психология есть эмпирико-научная дисциплина, в которой эксперименту придается особое значение (Зейгарник, 1999). Несмотря на это, среди практиков такого единодушия нет, поскольку значительное число практикующих клинических психологов (в последние годы и отечественных) используют в своей работе методы глубинной психологии или гуманистической психотерапии и на этом основании считают себя приверженцами «понимающего» подхода (феноменологическое, герменевтическое понимание науки), а к эмпирической
психологии относятся критически. Эту тенденцию можно
обозначить как движение в сторону «циклопной психологии» (Залевский, 2005,2006).




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика