Читта вритти ниродха
Йога. В современном мире эта система саморазвития стала весьма популярной. Проблема лишь в том, что под словом «йога» сегодня может подразумеваться всё что угодно. И существуют целые направления йоги, которые умудрились совместить древнюю систему саморазвития с… деградацией. Именно так.
«Тантрические» практики, «пивная» йога и даже оправдание употребления различных веществ, «расширяющих сознание» мифом о том, что якобы сам Шива курил траву, — это далеко не полное перечисление того, что сегодня также называют «йогой». Однако, если обратиться к древним писаниям, в частности, «Йога сутрам» Патанджали, то можно найти довольно чёткое пояснение того, что такое йога, и понять, что большая часть современных направлений йоги — в лучшем случае являются оздоравливающим фитнесом. «Йога» в переводе с санскрита означает ‘связь’.
Другой не менее распространённый перевод — ‘гармония’. Может возникнуть вопрос: с чем связь, и что за гармония? Под «связью» можно понимать единение либо с Высшим Разумом, либо же со всеми живыми существами, ведь во многих философских и религиозных течениях распространена концепция о том, что все мы связаны на некоем тонком уровне. Термин «связь» также можно интерпретировать как связь со своим истинным «Я», то есть раскрытие своей истинной сути.
С понятием «гармония» всё намного проще. Речь идёт об успокоении ума. Один очень известный практик йоги Будда Шакьямуни (по одной версии — современник Патанджали) говорил: «Нет счастья, равного спокойствию». Вот именно о такой гармонии идёт речь. А что же писал в своём легендарном трактате о йоге сам Патанджали? Он дал чёткую формулу определения того, что такое йога. Видимо, он предвидел, что в грядущие времена будет много искажений базовых понятий. Итак, в сутре второй главы первой Патанджали пишет определение йоги: yogas citta vritti nirodhah. И, можно сказать, что в этой короткой цитате — вся квинтэссенция йоги.
В версии перевода А. Бейли это высказывание звучит так: «Это единение достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты». Наверное, не совсем понятно, что это за психическая природа, как её подчинять и что подразумевается под «сдерживанием читты». Более полно сутра раскрывается в переводе Свами Вивьекананды: «Йога есть удержание материи мысли от облечения в различные образы». Это уже более понятно — контроль над мыслями. Но наиболее краткий и вместе с тем чёткий перевод предлагает Свенссон: «Йога — это обуздание волнений, присущих уму». И вот эта версия перевода практически в точности повторяет слова Будды Шакьямуни: «Нет счастья, равного спокойствию».
Однако рассмотрим, что же такое волнения ума или вритти. Об этом нам Патанджали поведал в сутрах пятой и шестой данной главы. В версии перевода А. Бейли эти две сутры звучат так: «Состояний ума пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны. Эти видоизменения — правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память». Далее в этой сутре Паатнджали описывает подробно все пять видов вритти, а также поясняет, что вритти формируются соответствующими самскарами — отпечатками или деформациями ума, которые формируются в процессе нашей жизнедеятельности и являются хранилищем семян кармы.
Таким образом, чтобы устранить вритти, следует устранить самскары, которые и являются последствиями наших действий. И самое главное — не формировать новых самскар, чтобы не запускать бесконечный, так сказать, «круговорот самскар в природе», который приводит к новому формированию вритти. Для того чтобы устранить самскары, собственно и предназначены многие йогические практики, особенно Дхьяна — медитация. А чтобы остановить процесс формирования новой негативной кармы, Патанджали сформулировал принципы Ямы и Ниямы — нравственные предписания.
Итак, наиболее краткое и полное описание того, что такое йога — это обуздание волнений, присущих уму. О плодах этого обуздания Патанджали пишет в сутре третьей первой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Когда это исполнено, йог знает себя таким, каков он есть на самом деле». То есть, как было рассмотрено выше, обретает эту самую связь со своим истинным «Я». Также Патанджали описал и состояние, в котором пребывает большинство из нас, то есть до того, как произошло это самое обуздание волнений, присущих уму. Об этом он пишет в сутре четвёртой главы первой. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями».
То есть до того момента, пока не обузданы все волнения ума, наше истинное «Я» отождествляет себя с самскарами и теми волнениями ума, которые эти самскары порождают. Именно поэтому мы все находимся в той или иной мере под влиянием кармы. Но важно понимать, что карма — это (вопреки распространённому заблуждению) не судьба, начертанная непонятно кем и непонятно за что. Карма — это последствия наших собственных действий. То есть своими прошлыми поступками мы создали свою нынешнюю жизнь. А значит, своими нынешними поступками создаём завтрашний день. И выйти из-под влияния кармы, нейтрализовав самскары и тем самым прекратив волнения ума, — это и есть цель йоги.