карма
Иллюзия несправедливости мира, — если и не самая главная, то одна из главных причин страданий. Пребывая в иллюзии, что окружающий мир по отношению к нам не просто враждебен, а, более того, несправедливо враждебен, мы сами лишаем себя возможности развиваться. Потому что, если человек занимает позицию «Я совершенен, а мир несовершенен», такая мировоззренческая концепция лишает человека не только возможности развиваться, но и самого смысла такого развития. Ведь зачем прикладывать усилия, если причина страданий — в несправедливости мира?
Ещё 2500 лет назад Будда Шакьямуни говорил о том, что неверие в закон кармы — самое тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо. В сутре, которая так и называется, «Сутра о законе Кармы» Будда подробно объясняет Ананде и другим ученикам о том, что человек сам является причиной как своего счастья, так и своих страданий. И, исходя из этой точки зрения, все нравственные предписания — это не просто догма, это наиболее рациональная форма взаимодействия с миром. Ибо, если мы не причиняем страданий другим, мы не создаём причин и для собственных страданий.
Сам закон кармы понять довольно просто: «что посеешь — то и пожнёшь» — так говорили ещё наши предки. Однако, чтобы увидеть все хитросплетения кармических узлов и понять, в чём причина тех или иных событий и явлений, нужен немалый уровень осознанности. Порой некоторые скептики, которые слышат о законе кармы, приводят довольно распространённый пример того, что закон кармы якобы не работает. Они могут приводить в пример различных безнравственных людей, комментируя это тем, что им «всё сходит с рук», или же, напротив, рассказывать о страданиях, казалось бы, чуть ли не святых людей. Однако всё это никоим образом не противоречит закону кармы.
Дело в том, что в древних учениях принято выделять четыре типа кармы. И именно этим разделением накопленной или накапливаемой кармы объясняется тот факт, что действие закона кармы не всегда можно увидеть на коротком отрезке времени. Можно сравнить это с пазлами. Если взять один пазл и попытаться понять, что изображено на картине, это вряд ли получится сделать. Чтобы понять, что изображено, нужно сложить все пазлы воедино. И чтобы в полной мере понять, как работает закон кармы, следует рассмотреть четыре типа кармы.
Как работает закон кармы
Итак, мы рассмотрели четыре типа кармы. Как это поможет нам на пути развития? Никак. Никак, если мы не будем прикладывать усилия. Теория без практики — это просто резонёрство — бесплодное и бессмысленное мудрствование. Даже если, зная обо всех четырёх типах кармы, мы будем просто плыть по течению, успокаивая себя тем, что «карма такая», ничего не изменится.
Как же знание о четырёх типах кармы позволяет нам на эту самую карму влиять? Первые два типа — санчита-карма и прарабдха-карма — это то, что изменить мы уже не можем. Это то, с чем мы пришли в сегодняшний день. Можно посыпать голову пеплом, пинать себя за прошлые ошибки, но на проявление уже созданной кармы это едва ли повлияет. Понятное дело, что осознать прошлые ошибки и создать намерение больше так не поступать — это важно, но от того, что мы будем «клевать» себя за прошлое, накопленная карма никуда не денется. Что же мы можем изменить?
Тут на помощь нам приходят два остальных типа кармы: криямана-карма и агама-карма. Именно совершая благие дела здесь и сейчас, а также создавая намерение совершать благие дела в будущем, мы можем изменить свою карму. Снова стоит заметить: не нивелировать уже накопленную, а создать причины для проявления благой кармы. И со временем, если мы совершаем благие дела и воздерживаемся от плохих поступков, мы начинаем замечать, что все страдания постепенно стихают и происходят всё реже и реже, а счастье и радость постепенно вливаются в нашу жизнь. Важно понимать: любая карма конечна! Какие бы злодеяния человек не совершил в прошлом, любой сосуд кармы рано или поздно будет исчерпан до дна. Если, разумеется, мы не создаём новые причины для страданий.
Таким образом, криямана-карма — это наш завтрашний день, который мы своими усилиями создаём сегодня. А агама-карма — это наше намерение, которое формирует возможность завтра создать свой послезавтрашний день. И если резюмировать всё выше сказанное, благие поступки и благие намерения способны создать нам светлое будущее. И напоследок: знаете, почему «благими намерениями выстлана дорога в ад»? Нет, не потому, что не надо делать добро. А потому, что некоторые люди так и остаются мечтателями, которые в своих фантазиях спасают мир, но при этом остаются равнодушными к реальным страданиям окружающих людей. Именно поэтому такие мечтатели и выстилают себе дорогу в ад. Потому что благие намерения — должны приводить к действиям. Это и есть путь в светлое будущее.