БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
Тем не менее, как узнать выражение бессознательной фантазии во время терапии, а, узнав ее, реконструировать? В качестве ответа я предлагаю следующие ориентиры:
1) фантазия несет с собой: сцену, персонажей — как правило, немногочисленных — действие, преобладающий аффект и присутствие на сцене определенной части тела.
2) фантазия находит выражение не только в рассказе пациента, но иногда и в его действиях, сновидениях и мечтаниях.
3) фантазия выражается через рассказ или действие, которые повторяются и, как правило, остаются незабываемыми, она повторяется в рамках сеанса, нескольких сеансов, даже на протяжении всей жизни субъекта.
4) речь идет о сценарии, который пациент излагает очень подробно, но который при этом считает загадочным. Он описывает все аспекты, знает, что это затрагивает его самым интимным образом и даже узнает
эмоцию, которую у него вызывает фантазия. Его фантазия порой становится необходимой симуляцией, пусковым механизмом, позволяющим получить удовольствие от оргазма. Несмотря на ее последствия, субъект все равно рассматривает фантазию как чужеродное явление, которое навязывается ему и повторяется вопреки
его воле.
5) Речь идет о рассказе, представляющем воображаемую сцену со своим местом действия, цветами, временем, освещением и звуками.
6) Следует отметить персонажей той сцены, на которой развертывается действие: взрослый-ребенок, ребенок-животные, терапевт-ребенок… и
спросить у пациента, находит ли он среди них себя и какова там его роль: протагониста действия или лишь его наблюдателя.
7) следует также выявить основное действие, указав в особенности на глагол, который пациент использует в своем рассказе для описания этого действия. Например, глагол «бьют» в знаменитой фантазии
«ребенка бьют» или глагол «кусать» в фантазии «ребенок покусан собакой» и т. д.
Заметим также, что с формальной точки зрения глагол во фразе, определяющий фантазматическое действие, материализует означающее. Глагол во фразе, описывающей фантазию, в
действительности представляет отсечение субъекта от объекта, это означающее, разделяющее и собирающее вместе субъект
и объект.
Следует также выявить аффект, то есть эмоцию или напряжение, которые преобладают в основном действии и проходят через персонажей. Каким аффектом нагружено действие? Сразу же уточним, что этот аффект не является эквивалентом наслаждения (прибавочного наслаждения), которое, как правило, не ощущается, даже если
является бессознательным мотором действия в фантазии. В этой связи не будем смешивать три разных плана, на которых оказывается
затронут субъект: одно дело, прибавочное наслаждение, которое бессознательно вызывает фантазию; другое, аффект или эмоция, которую переживают персонажи и которая преобладает в сцене фантазии; а третье — удовольствие или боль, которые само появление фантазии вызывает у пациента.
Для того, чтобы выявить бессознательное наслаждение, включенное в действие — отличающееся от аффекта, который испытывает протагонист, следует рассмотреть, какая именно ограниченная часть
тела участвует в действии. Это наслаждение имеет статус объекта а. Мы снова встретимся с местом этого объекта, когда обратимся к логике фантазии, сосредоточенной вокруг идентификации субъекта с объектом.
Нить действия развивается как перверсивный сценарий. Но речь идет не столько об интриге, которая завязывается и развязывается, сколько о живой картине, стопкадре, в котором действие ограничивается несколькими жестами перверсивного характера. Заметим, что перверсивность, содержащаяся в фантазии, не может уподобляться перверсии, рассматриваемой как клиническое образование.
Появление фантазии и ее перверсивное содержание переживаются пациентом как постыдная практика, которую следует держать в тайне. По этой причине о фантазиях в ходе анализа рассказывают очень поздно.
Короче говоря, признаки, позволяющие выявить бессознательную фантазию, на данном этапе лечения: повторение рассказа, загадочный и удивительных характер сценария, который навязывается субъекту, персонажи сцены, развивающееся действие, преобладающий аффект, используемая часть тела и, наконец, перверсивный сценарий.
Обратимся теперь к логике, которая лежит в основе фантазии, и попытаемся ответить на вопрос: каковы структура, механизм и функция бессознательной фантазии в ходе аналитического процесса?
Логика стоит в основном из четырех элементов: субъекта, объекта,
фантазии означающего и образов. Совокупность этих элементов
организуется, как мы сказали, точным сценарием, главным образом, перверсивным, и выражается посредством фразы в рассказе пациента.
Главный организующий механизм структуры фантазии — идентификация субъекта с объектом. Если мы вернемся к нашему комментарию к отрывку из Фрейда, в котором он говорит о ребенке и о груди, мы поместим фантазию в третий такт, в тот момент, когда, как
говорит нам Фрейд, ребенок, потеряв грудь, сам становится грудью.
Хуан-Давид Назио — Пять уроков по психоаналитической теории Жака Лакана.