Ты этого достоин Анна Сергеева Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Последнее обновление

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ Тем не менее, как узнать выражение бессознательной ​фантазии во время…

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Тем не менее, как узнать выражение бессознательной ​фантазии во время терапии, а, узнав ее, реконструировать? ​В качестве ответа я предлагаю следующие ориентиры:

1) фантазия несет с собой: сцену, персонажей — как прави​ло, немногочисленных — действие, преобладающий аф​фект и присутствие на сцене определенной части тела.

2) фантазия находит выражение не только в рассказе па​циента, но иногда и в его действиях, сновидениях и меч​таниях.

3) фантазия выражается через рассказ или действие, кото​рые повторяются и, как правило, остаются незабывае​мыми, она повторяется в рамках сеанса, нескольких се​ансов, даже на протяжении всей жизни субъекта.

4) речь идет о сценарии, который пациент излагает очень ​подробно, но который при этом считает загадочным. Он ​описывает все аспекты, знает, что это затрагивает его са​мым интимным образом и даже узнает
эмоцию, которую ​у него вызывает фантазия. Его фантазия порой становится необходимой симуляцией, пусковым механизмом, ​позволяющим получить удовольствие от оргазма. Не​смотря на ее последствия, субъект все равно рассматри​вает фантазию как чужеродное явление, которое навя​зывается ему и повторяется вопреки
его воле.

5) Речь идет о рассказе, представляющем воображаемую ​сцену со своим местом действия, цветами, временем, ос​вещением и звуками.

6) Следует отметить персонажей той сцены, на которой ​развертывается действие: взрослый-ребенок, ребенок-​животные, терапевт-ребенок… и
спросить у пациента, ​находит ли он среди них себя и какова там его роль: про​тагониста действия или лишь его наблюдателя.

7) следует также выявить основное действие, указав в осо​бенности на глагол, который пациент использует в своем ​рассказе для описания этого действия. Например, гла​гол «бьют» в знаменитой фантазии
«ребенка бьют» или ​глагол «кусать» в фантазии «ребенок покусан собакой» ​​и т. д.

Заметим также, что с формальной точки зрения ​глагол во фразе, определяющий фантазматическое дей​ствие, материализует означающее. Глагол во фразе, описывающей фантазию, ​в
действительности представляет отсечение субъекта от ​объекта, это означающее, разделяющее и собирающее ​вместе субъект
и объект.

Следует также выявить аффект, то есть эмоцию или на​пряжение, которые преобладают в основном действии ​и проходят через персонажей. Каким аффектом нагру​жено действие? Сразу же уточним, что этот аффект не ​является эквивалентом наслаждения (прибавочного на​слаждения), которое, как правило, не ощущается, даже ​если
является бессознательным мотором действия в ​фантазии. В этой связи не будем смешивать три разных ​плана, на которых оказывается
затронут субъект: одно ​дело, прибавочное наслаждение, которое бессознатель​но вызывает фантазию; другое, аффект или эмоция, ко​торую переживают персонажи и которая преобладает в ​сцене фантазии; а третье — удовольствие или боль, ко​торые само появление фантазии вызывает у пациента.

Для того, чтобы выявить бессознательное наслаждение, ​включенное в действие — отличающееся от аффекта, ко​торый испытывает протагонист, следует рассмотреть, ​какая именно ограниченная часть
тела участвует в дей​ствии. Это наслаждение имеет статус объекта а. Мы сно​ва встретимся с местом этого объекта, когда обратимся к ​логике фантазии, сосредоточенной вокруг идентифика​ции субъекта с объектом.

Нить действия развивается как перверсивный сценарий. ​Но речь идет не столько об интриге, которая завязыва​ется и развязывается, сколько о живой картине, стоп​кадре, в котором действие ограничивается несколькими ​жестами перверсивного характера. Заметим, что перверсивность, содержащаяся в фантазии, не может уподо​​бляться перверсии, рассматриваемой как клиническое ​образование.

Появление фантазии и ее перверсивное содержание пе​реживаются пациентом как постыдная практика, кото​рую следует держать в тайне. По этой причине о фанта​зиях в ходе анализа рассказывают очень поздно.

​Короче говоря, признаки, позволяющие выявить бессоз​нательную фантазию, на данном этапе лечения: повторение ​рассказа, загадочный и удивительных характер сценария, ​который навязывается субъекту, персонажи сцены, разви​вающееся действие, преобладающий аффект, используемая ​часть тела и, наконец, перверсивный сценарий. ​

​Обратимся теперь к логике, которая лежит в основе фан​тазии, и попытаемся ответить на вопрос: каковы структура, ​механизм и функция бессознательной фантазии в ходе ана​литического процесса?
​Логика стоит в основном из четырех элементов: субъекта, объекта,
​фантазии означающего и образов. Совокупность этих элементов
орга​низуется, как мы сказали, точным сценарием, главным обра​зом, перверсивным, и выражается посредством фразы в рас​сказе пациента.

​Главный организующий механизм структуры фантазии ​— идентификация субъекта с объектом. Если мы вернемся ​к нашему комментарию к отрывку из Фрейда, в котором он ​говорит о ребенке и о груди, мы поместим фантазию в тре​тий такт, в тот момент, когда, как
говорит нам Фрейд, ре​бенок, потеряв грудь, сам становится грудью.

Хуан-Давид Назио — Пять уроков по психоаналитической теории Жака Лакана.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика