Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
21 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

БЕСПОМОЩНОСТЬ В ЭПОХУ БЕСПОКОЙСТВА По всем объективным признакам наша жизнь — это вспышка света…

БЕСПОМОЩНОСТЬ В ЭПОХУ БЕСПОКОЙСТВА

По всем объективным признакам наша жизнь — это вспышка света между двумя бесконечностями темноты. Да и этот интервал отнюдь не безоблачный денек, ведь чем больше удовольствия от жизни нам удается получать, тем мы более беззащитны перед лицом боли и страдания, и эта боль — наш вечный спутник, хоть, порой она и может быть совершенно незаметной. Мы привыкли к тому, чтобы оправдывать такое существование и наделять его смыслом, прибегая к вере в то, что существует что-то еще, кроме наличного мира физической действительности, к вере в то, что мы живем ради будущего за пределами этой конечной жизни. Ведь похоже, что в наличной действительности нет никакого смысла.

Если жизнь должна закончится болью, чувством незавершенности и пустоты, то это похоже на очень жестокий и бессмысленный опыт для существ, рожденных размышлять, наедятся, создавать и любить. Человек, как существо смысла, хочет, чтобы его жизнь имела смысл. Но до тех пор, пока не найдется чего-то большего, чем то, что мы можем увидеть, пока вера в вечный порядок и вечную жизнь за пределами непредсказуемого и неуловимого опыта жизни-и-смерти не дадут нам ощущения смысла, нам очень трудно поверить в то, что он есть.

Вероятно, что мое фривольное изложение таких отрезвляющих фактов не заслуживает прощения, но попытка разобраться и найти смысл в кажущемся хаосе опыта напоминает мне мое детское желание отправить кому-нибудь посылку с водой по почте. Получатель дергает за веревочку и вот его колени — эпицентр наводнения. Но мне никогда не удалось бы провернуть такой трюк, так как невозможно (а это всегда меня ужасно раздражало) завернуть в бумажную посылку несколько литров воды. Конечно, существуют некоторые виды бумаги, выдерживающие намокание и не распадающиеся на части, но самая большая загвоздка состоит в том, чтобы придать воде какую-то форму, которая бы позволила завернуть ее и завязать посылку без того, чтобы пакет порвался.

Чем больше человек изучает попытки, предпринятые для решения проблем в области политики и экономики, искусства, философии и религии, тем больше ему кажется, что очень одаренные люди тратили свой гений на совершенно бессмысленную задачу, они пытались завернуть «воду» жизни в тесные долговечные упаковки.

Есть множество причин почему это должно быть особенно ясно человеку, живущему в сегодняшние дни. Мы так много знаем об истории, о всех тех «упаковках» которые развалились. Мы так тщательно изучили все подробности «жизни», что теперь знания о них более запутаны и бесформенны, чем когда либо и не подлежат никакому упрощению. К тому же, наука и производство так ускорили темп жизни и усилили ее жестокость, что наши «пакеты» с каждым днем лопаются все быстрее.

Так у нас появляется чувство, что мы живем во времена небывалой незащищенности. За последнюю сотню лет вымерло столько традиций, существовавших с незапамятных времен: традиции жизни в семье и обществе, традиции правительства, экономического порядка и религиозных верований. С годами у нас остается все меньше точек опоры, все меньше вещей, которые мы можем без сомнений считать истинно правильными, и навсегда определенными.

Для некоторых наше время это — долгожданное освобождение от ограничений морали, социальных и духовных догм. Для других — ужасающе опасный разрыв со здравым рассудком и душевным равновесием , ведущий к тому, чтобы превратить жизнь человека в хаос без каких либо надежд. Но наверняка, для большинства из нас, это чувство мгновенного освобождения было кратким моментом душевного подъема, сменившееся чувством глубочайшего беспокойства.

Если все относительно, если жизнь — это стремительно несущийся поток без формы и цели, в водах которого не остается ничего определенного, кроме самого изменения, то, похоже, что это ситуация где «нет будущего», а поэтому и надежды.Человек, похоже, счастлив, лишь пока у него есть будущее к которому стремится, не важно что это: завтра, которое будет лучше чем сегодня, или же бесконечная жизнь после смерти.

По разным причинам все меньшему количеству людей удается верить в последнее. С другой стороны, у первого стремления тоже есть свои недостатки, ведь когда это «счастливое завтра» наступает, тяжело наслаждаться им без мысли, что «потом» нам может стать еще лучше. Если счастье зависит от чего-то, ожидаемого в будущем, то мы преследуем нечто неуловимое, то, что всегда будет ускользать из наших рук до тех пор, покуда будущее и мы сами не канем в небытие.

На самом деле ненадежность нашего века отнюдь не исключительна, по сути, наше время ничуть не отличается от предшествующих. Бедность, болезни, войны, перемены и смерть существовали всегда. И даже в лучшие из времен благополучие и уверенность были лишь кажущимися и преходящими. Но вера в неизменные вещи за пределами досягаемости мирской тревоги поддерживала человека в этом неустойчивом положении: вера в бога, в вечную душу, и в то, что вселенная управляется справедливыми законами.

Алан Уотс — Мудрость неуверенности




Одно мнение к “БЕСПОМОЩНОСТЬ В ЭПОХУ БЕСПОКОЙСТВА По всем объективным признакам наша жизнь — это вспышка света…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика