Атмосфера чрезмерных требований к успехам ребенка
Есть родители, которые с самого начала хотят сделать ребенка «номером один» в классе. Уже в раннем детстве он должен научиться считать и читать, изъясняться только на литературном языке и не должен общаться с детьми, которые разговаривают на диалекте. Ребенка не спрашивают о его желаниях — он обязан ориентироваться на цель, поставленную взрослыми.
Правда, такие родители хотят открыть своему ребенку доступ к успешной карьере и последующим почестям, возможно, лишь для того, чтобы самим присоединиться к этому. С самого раннего детства от ребенка постоянно требуют успехов, он должен учиться и работать, похвалой и поощрениями его снова и снова мотивируют на особые достижения, и он никогда не может довольствоваться достигнутыми успехами. Такие дети теряют нечто важное в жизни. Они не умеют играть и привыкают рассматривать сверстников лишь как конкурентов. Никто из них не завязывает дружеских отношений, потому что другие дети видят в таком ребенке лишь неприятного, достойного презрения честолюбца!
У таких детей остается неразвитой эмоциональная сфера. Они стремятся только к достижениям, превосходящим средний уровень, и хорошим оценкам, потому что знают, что родителей интересуют не они сами, а только их школьные результаты. Они остаются одинокими честолюбцами. При этом такие дети (впрочем, как и их родители) постоянно боятся, что, несмотря на все свои усилия, однажды потерпят фиаско, поэтому они не могут с гордостью оглянуться на достигнутые успехи, а неустанно стремятся вперед.
В лучшем случае они становятся лишь хладнокровными людьми долга и дела, если они достаточно интеллектуальны и способны сделать карьеру. У них нет друзей (только завистники), и они беспощадны в конкурентной борьбе. Даже в профессиональном сообществе они остаются одинокими. Кроме того, вся их жизнь сопровождается страхом. (Кто стоит на вершине, должен всегда опасаться того, что его сбросят вниз.)
Однако в большинстве случаев многообещающий подъем оканчивается разочарованием. Как правило, такой ребенок уже в школе терпит первое поражение. Родители приглашают к ребенку репетитора. Мать и отец самыми разными способами пытаются вновь распалить уязвленное честолюбие. Но даже одна неудача подрывает веру ребенка в себя. Проявляется чувство неполноценности. Усиливается тревога. Он терпит все больше мелких неудач. Побежденные конкуренты вдруг оказываются интересными для других. Класс с нескрываемой радостью следит за этими событиями. («Даже отъявленным честолюбцам положен свой предел», — констатируют они.) Учителя тоже удивляются и не понимают причин неожиданной неудачи. В любом случае ребенок не находит утешения и, когда другие начинают радоваться его неудачам, ощущает лишь черствость и бездушие по отношению к себе.
Разочарованные родители считают причиной всего лишь «настроение» ребенка и засыпают его упреками: «Сколько всего мы для тебя сделали! И вот так ты нас благодаришь за эту любовь!» В результате такой ребенок — даже после случайной неудачи — по-прежнему остается прекрасным учеником, значительно опережающим средний уровень, но субъективно воспринимает себя полным неудачником, потому что фактически все говорят лишь о его редких поражениях и никто его не утешит, не ободрит и не заступится за него.
Единственный напрашивающийся выход из ситуации, который оправдает такого отчаявшегося человека, — это серьезное заболевание. То есть ребенок обращается к невротическому бегству в болезнь. Полный нервный срыв, последующее лечение и бережное отношение со стороны врача могут дать ему как минимум передышку, а то и вернуть утраченное счастье детства и юности. Очень часто такой человек уже не решается снова стать здоровым, чтобы не оказаться под гнетом необходимости добиваться больших успехов. И совсем не редко столь стремительный взлет заканчивается суицидом. Но даже если человек, «севший на мель», выздоровев, возвращается к более или менее успешной профессиональной деятельности, то в своей личной жизни он, скорее всего, останется несчастным и одиноким, если в процессе психотерапевтического лечения не сумеет развить свои социальные задатки.
Как ни странно, но посторонние люди жалеют больше родителей неудачливого молодого человека, которые, однако, сами и стали причиной фиаско. «Какое несчастье! Такой одаренный, интеллигентный и целеустремленный сын! И вдруг по непонятным причинам такой конец! Как жалко бедных родителей!»
Курт Зеельманн — Индивидуальная психология Адлера