АСИММЕТРИЧНЫЕ ЦЕНТРЫ
Асимметричные центры (имеющиеся только в одном полушарии) у большинства людей (правшей) располагаются в левом полушарии (у левшей – часто в правом). К ним относятся центры чтения, письма, речи и действия (праксия). Все эти центры являются ассоциативными. Они не связаны непосредственно ни с какими проекционными системами. Указанные центры гораздо менее «независимы», чем центры таких сравнительно элементарных функций, как функции движения и чувствительности.
В акте речи, чтения, письма, праксии, конечно, участвуют различные области коры. Возможно, что эти функции требуют интегральной деятельности всей коры головного мозга. Однако не подлежит сомнению, что раз-личные доли мозга имеют далеко не одинаковое значение для указанной деятельности. Практически «центрами» должны именоваться те участки коры, поражение которых особенно легко ведет к нарушению той или иной функции. Таков двигательный центр речи (Брока), локализующийся в левом полушарии (поля 44, 45). Поражение этого центра сказывается моторной афазией – больной понимает все, что ему говорят, но сам говорить не может.
Чувствительный (сенсорный), или слуховой, центр речи Вернике рас-положен в левом полушарии, в заднем отделе верхней височной извилины (поле 22). Патологический очаг в этой области сопровождается сенсорной афазией, т. е. нарушением понимания чужой речи при сохранившейся способности говорить.
Кора большого мозга не дублирует подкорковых структур. Так, в зрительных древних центрах – верхних бугорках четверохолмия хранятся врожденные зрительные реакции, характерные для данного вида, а в коре – понимание (зрительный анализ) и индивидуальный зрительный опыт. В коре нет сведений и не формируется моторная инструкция к каждой мышце. Кора только хранит наборы «приказов» для выполнения действий, а о конкретных исполнителях (мышцах) представления не имеет. Приме-ром может быть известная с давних пор моторная афазия Брока. При этой патологии моторных центров коры утрачивается способность к речи. Это происходит несмотря на то, что каждый отдельный мускул, участвующий в речи, прекрасно иннервирован. Более того, человек с таким расстройством может глотать, жевать, кричать, свистеть и петь. Пропевая фразы, он может «говорить», но обычная речь невозможна. Этот пример показывает, что кора мозга контролирует не конкретные мышцы, а их системное использование.
Совершенно иная ситуация возникает при сенсорной афазии Вернике. В этом случае повреждение локализовано в корковой части слухового анализатора – первичном слуховом поле. Человек, страдающий сенсорной афазией, все слышит, но не может понять содержания слов. Звуки слов не имеют для него никакого значения, с ними не ассоциируются никакие представления, а родной язык звучит, как иностранный.
В основе сенсорной афазии лежит повреждение коры, которое ведет к утрате индивидуального опыта речевого восприятия, поэтому ее часто называют глухотой на слова. При такой афазии часто развиваются чрезвычайная говорливость, называемая логореей, и автоматическое повторение слов – эхолалия.
Таким образом, в коре головного мозга локализуются центры наиболее сложного поведения, которые определяют индивидуальные способности человека как к восприятию, так и к принятию решений.