Ты этого достоин Анна Сергеева Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Последнее обновление

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Г. ЮНГА Хотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ…

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Г. ЮНГА

Хотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ человеческой психологии выходит далеко за рамки фрейдизма и включает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихологии и мифологии. Он оказал, может быть, не меньшее влияние,
чем Фрейд, на развитие западной философии и культуры.
Основные идеи
Главной идеей, предложенной К. Юнгом, можно считать идею
существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так
называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества
формы мыслительных представлений (или древние образы), наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Архетип может найти свое выражение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к
одному своему частному выражению, он является смыслом, который стоит за всеми способами своего выражения.
За подобные идеи Юнг заслужил у Фрейда прозвание «мистика» и «святоши».

Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове
каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому,
что является одним и тем же у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что
это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что
они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например,
архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого
народа, отличные от черт, приписываемых матери у других народов, есть и более обобщенный архетип матери — один и тот же
для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с
взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип организует и объединяет этот опыт.

Архетипы заряжены для человека большим энергетическим
потенциалом, и обычно человек не может управлять собственными архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, связанным с отношениями к родителям, рождению и смерти, времени и пространству, к душе и Богу.
Пример.
Побывав в Индии, К. Юнг отметил, что время у индусов организовано циклично, поэтому все повторяется, и при этом жизнь там как бы застыла в одной точке и то, что было пять тысяч лет назад, так же происходит и сейчас. Задача индуса не добиться прогресса, а вырваться за эти круги кармы, освободиться от постоянных повторений. На Западе же время представляется как непрерывно продолжающаяся вперед прямая линия, события не повторяются, человек не перевоплощается, но происходит непрерывный социальный прогресс и задача личности — осваивать все новые территории и знания.

Невроз в современном мире, ощущение распада личности и
утраты смысла жизни по большей части происходят из-за изоляции Эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции
от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что если мы не
идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза.
Личность каждого человека строится также в соответствии с
определенными личностными архетипами.
Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры
личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус,
Самость.

Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш
характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.
Эго — центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.
Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала,
который был вытеснен из сознания, он включает тенденции,
желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются
индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть аспектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную
ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы сможем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность,
тем самым дополнив ее.
Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры,
отражающие представление об образе женственности и, соответственно, мужественности. Все отношения с противоположным
полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчина стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение
своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса.

Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в целостности, которая и есть самость. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бессознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (полнота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квадрат, обозначающие объединение противоположностей).
Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы, одним из них является, с
точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случай-
но нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким образом, архетипы составляют фундамент, на котором строится человеческая личность.

По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивидуации, становлению единым, однородным существом, и поскольку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация
подразумевает становление собой или «самореализацию», это процесс развития к целостности и благодаря этому — движение к
большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бессознательного, прежде всего своей самости, но также и в разворачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в
реальной жизни.
В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разработанная типология личности. В основе этой типологии лежит
ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии,
характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимущественно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к
внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или
интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из
этих направленностей.
Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования
одной из основных четырех психологических функций: ощущений, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно
говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональном и мыслительном типах личности. В сочетании с качеством
экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных
типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психологические типы». Современный подход к этому вопросу позволяет
выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт
противоположен интроверту, решающий — воспринимающему,
мыслительный — эмоциональному, ощущающий — интуитивному. Всего, таким образом, можно определить 16 основных типов личности (например, данный человек может быть экстравертом,
мыслительным, интуитивным и решающим, и т.п. 16 сочетаний
основных качеств).
Терапия

К. Юнг подчеркивал, что терапия — это соединенное усилие
анализирующего и анализируемого, работающих вместе, как равные. Он определял психотерапию как лечение души и лечение душой.
Он старался избегать опоры на формальную теорию и на специфические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы
сделать анализ механическим и ослабить контакт анализирующего с анализируемым. Он подчеркивал, что в процессе терапии происходит взаимодействие не только сознания, но и бессознательного клиента и терапевта. Основные методы, которые он практиковал, — это метод направленных словесных ассоциаций, метод анализа сновидений и метод активного воображения. Также использовал приемы рисования и лепки. Его ученица Д. Кальфф на основе метода М. Ловенфельд разработала юнгианскую песочную терапию, когда клиент в специальной песочнице творит свой мир.
Юнг различал две основные стадии терапевтического процесса, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.
Перваяст а д и я— аналитическая. Сначала следует признание, во время которого индивид начинает возвращать себе ранее подавленный и загнанный в бессознательное материал. Затем следует фаза толкования рассказанного материала. Клиент пока остается зависимым от терапевта.

Вторая стадия — синтетическая. Сначала следует обучение, в котором Юнг подчеркивает необходимость перехода от психологических открытий к новому актуальному опыту, результатом которого является индивидуальный рост и формирование новых привычек. Последняя фаза — трансформация, это стадия мини-индивидуации, или самообучения, в котором индивид принимает все больше ответственности за свое развитие. По сути дела, это фаза личностного роста, становления более высокоразвитым в душевном и духовном смысле существом.
Юнг ввел в психологическую практику новую технику анализа, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные
словесные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом,
клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом.
Ассоциация, даваемая в ответ на слово, «задевающее» проблему
клиента, дается им с некоторой задержкой и сопровождается
непроизвольной эмоциональной реакцией. Это помогает терапевту выявить исходный психологический комплекс и точнее истолковать полученные ответы. Интересно, что аналогичный метод применяется в знаменитом детекторе лжи.
Пример.

В книге «Аналитическая психология» (Тевистокские лекции) Юнг излагает случай работы с женщиной, получившей диагноз «шизофрения депрессивного характера», который мы приводим с сокращениями.
Юнг применил тест на направленные ассоциации. Он обнаружил, что
нарушение реакций (задержка) наблюдается на слова «ангел», «упорный», «зло», «богатый», «деньги», «глупый», «дорогой» и «женитьба». Опираясь на этот набор слов, Юнг провел беседу с пациенткой, в ходе которой он выяснил, что в небольшом городе, где она росла, жил молодой и богатый аристократ, в которого она была влюблена. Но родители сказали, что он богат и вовсе не думает о ней. Она вышла замуж за другого по их совету, родила двух детей и даже была счастлива. Она жила уже в другом городе, и однажды ее навестил друг детства и сообщил ей, что своим браком она причинила боль одному джентльмену, который любил ее (тому самому, в которого была влюблена и она). Это известие ударило ее словно током. Через две недели она купала своих детей — мальчика и девочку, вода вызывала подозрения и, как оказалось, действительно была заражена тифозной палочкой. Мать заметила, что девочка тянет в рот губку, но не остановила ее, а когда мальчик попросил попить, она дала ему эту воду. Девочка заболела тифом и умерла, мальчика спасли. Через два месяца мать оказалась в психиатрической клинике. Получалось, что она совершила убийство, как бы не осознавая этого, но наказывала себя, хотя криминал ей не грозил. Собравшись с духом, Юнг сказал ей: «Вы убили своего ребенка». Произошел взрыв эмоций, они затмили все, но потом она пришла в себя. Через три недели ее выписали. Юнг наблюдал ее еще в течение 15 лет, и никакого рецидива не было.
В отличие от 3. Фрейда К. Юнг работал с больными шизофренией, и известны случаи, когда он добивался их исцеления чисто
психологическими средствами.

Анализ сновидений проводился К. Юнгом иначе, чем это было
принято в классическом психоанализе. В основном он стремился
обнаружить в сновидении те или иные архетипы и истолковать их
значение исходя из процесса развития личности клиента (процесса индивидуации) и трудностей, с которыми он сталкивается на
этом пути. Каждый сон — это еще и портрет сновидящего, в нем
отражаются те черты личности или убеждения, существование
которых он не вполне осознает.
Пример.
«Одному молодому человеку, который верил, что его интересует не
мировое господство, а служение бедным, на следующий день после получения диплома приснился следующий сон.
Сон

Когда я явился на место деловой встречи, выяснилось, что этим местом является стоянка подержанных автомобилей. Неожиданно появляется Ричард Никсон, похоже на то, что он здесь работает продавцом. Он хлопает меня по спине и говорит: «Отлично! Я хочу видеть твой энтузиазм! Если ты собираешься стать настоящим профессионалом, то должен овладевать основами искусства манипулирования людьми. Научись мыслить соответствующим образом. Надень костюм, напусти на себя солидный вид и чувствуй себя соответственно. Давай вали отсюда и продавай себя. Это и есть путь к успеху».
Этот сон показался сновидцу чрезвычайно саркастическим (как это часто бывает со снами). В его сознании укоренилось неприязненное отношение к политикам как к людям, которые рвутся к мировому господству или используют «мотивационные приемы» и эвфемизмы для манипулирования людьми. Но из своего сна он узнал, что в глубине его души скрывается не только жажда власти, но и целая тайная система убеждений. Вопреки своим идеалам он втайне верил (или верила какая-то его часть), что целью жизни является дешевая версия мирового господства и достичь его можно посредством «примочек», которыми пользуются обитатели Мэдисон Авеню.

Метод активного воображения заключается в свободном фантазировании, как бы сочинении сна наяву, в котором терапевт
может мягко направлять клиента к решению его проблемы (см. гл.
«Эмоционально-образная терапия»). Активное воображение направлено к диалогу и взаимодействию с возникающими в воображении образами.
Пример.
Пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев использования им активного воображения. Свои наиболее значительные и глубокие открытия в области природы души Юнг совершил благодаря обращению в своем активном воображении к внутреннему человеку, которого он назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.
«…Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась
еще одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ
Филимоном. Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Эллады, с привкусом гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследующем сне:
Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские
коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах между ними появляется голубая морская вода. Но это была не вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу крылатое создание. Я увидел, что это был старик с рогами быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он держал наготове, словно собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка, с их характерной расцветкой».
Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать знаменательное открытие: в моей душе существуют вещи, которые создаю не я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Филимон представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним долгие беседы, и он говорил вещи, недоступные моему осознанию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною самим, но, с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим Я и объектом своих размышлений.
С психологической точки зрения, Филимон представлял высшую форму
интуиции. Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он казался мне совершенно реально существующей личностью. Я гулял с ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют гуру.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика