Агрессия, вина и компенсация
Мне придется обратиться к своему опыту психоаналитика, чтобы обсудить с вами популярный в психоаналитической среде и очень важный вопрос. Тему вины, агрессии и компенсации следует рассматривать в рамках формирования созидательной деятельности, во взаимосвязи созидательных и разрушительных мотивов.
Большая заслуга в ее изучении принадлежит Мелани Кляйн, которая представила свои идеи в работе «Депрессивная позиция в эмоциональном развитии». Подходящее это название или нет, не имеет значения. Важно, что развитие психоаналитической теории не стоит на месте, а М. Кляйн первая обратила внимание на деструктивность как черту личности и изложила данную мысль с позиции психоанализа.
После Первой мировой войны научная мысль получила толчок к развитию. В частности, по-новому зазвучала теория эмоционального развития личности, разработанная Фрейдом. Мелани Кляйн лишь внесла дополнения в эту теорию, не изменив ее сути.
Может сложиться впечатление, что в рамках данной темы мы будем рассматривать применение разных психоаналитических техник. И мне кажется, вы не были бы против: данный вопрос представляет интерес для любого думающего человека, так как расширяет наше понимание термина «чувство вины» благодаря наличию связи между чувством вины и деструктивностью, с одной стороны, и созидательной деятельностью – с другой.
Все выглядит довольно просто и очевидно. Сначала возникают деструктивные мысли в отношении объекта, затем появляется чувство вины и, как результат, совершается работа по созданию объекта. На самом деле все гораздо сложнее, и необходимо понимать, что данный этап эмоционального развития личности представляет особую важность и заслуживает пристального внимания.
В психоанализе практически любая тема рассматривается в контексте индивидуального развития личности, начиная с самого раннего периода, – это помогает установить первопричину проблемы. Согласно одной точке зрения, в раннем детском возрасте нет оснований для возникновения чувства вины. Согласно другой, младенец в норме может ощущать чувство вины, но переживает его на бессознательном уровне. Есть еще одно мнение, согласно которому существует период в развитии ребенка, когда закладываются предпосылки для формирования чувства вины. Именно об этом я расскажу.
Я не буду останавливаться на возрастных этапах, скажу лишь, что некоторые родители отмечают зарождение чувства вины у ребенка в возрасте до года. Но никто не задумывается о том, что до пяти лет у ребенка полностью формируется механизм принятия ответственности за деструктивные мысли. Говоря о развитии, нужно охватывать весь период детства, включая подростковый этап; данная тема всплывает и при обсуждении особенностей человека в более старшем возрасте, так как взрослые не всегда ведут себя по-взрослому: не все люди достигают уровня развития, соответствующего своему возрасту.
Коротко хотелось бы сказать, что, с моей точки зрения, деструктивность как черта личности довольно быстро обнаруживается в момент переживания гнева, фрустрации, ненависти или страха. Любому человеку сложно принять на себя ответственность за проявление деструктивности по отношению к объекту, который воспринимается как хороший, то есть вызывающий чувство любви.
Интеграция – то, о чем здесь стоит упомянуть, так как если индивид представляет собой полностью интегрированную личность, он должен принять на себя ответственность за все принадлежащие ему чувства и мысли. Напротив, недостаток интеграции в том, что приходится выносить вовне то, что мы не принимаем в себе, и цена тому – утрата деструктивности как части личности.
Итак, я говорю о развитии как процессе, свойственном каждой личности, подразумевающем принятие ответственности за все чувства и мысли. В этой связи понятие «здоровье» тесно связано с уровнем интеграции, благодаря чему все вышеперечисленное будет возможно.
Здоровому человеку не приходится в полной мере использовать механизм проекции, чтобы совладать со своими деструктивными импульсами и мыслями. Я не стану затрагивать самые ранние стадии, так называемые примитивные аспекты эмоционального развития. Мы не будем обсуждать первые недели или месяцы жизни ребенка. Распад личностной структуры на данном этапе в дальнейшем приводит к возникновению тяжелого психического расстройства – шизофрении, о чем в рамках данной лекции говорить не планируется.
В данной работе я предполагаю, что в каждом случае родители смогли обеспечить ребенку надлежащие условия, необходимые для его здорового развития. То, что я хочу сказать, имеет отношение как к уходу за здоровым ребенком в соответствии со стадией развития, так и применимо для психотерапевтического лечения ребенка или взрослого; в идеале в рамках терапии удается завершить процессы, которые не были завершены в ходе естественного становления личности.
не все люди достигают уровня развития, соответствующего своему возрасту-☺️😁🥹
А вы понимаете, что с развитием генной терапии и нейроинтерфейсов психотерапевты потеряют работу? 😉
Более того, скоро появится сильный ИИ и полностью изменит мир. Вот моя беседа с одним психологом:
Наиля, вот многие считают, что сострадание — это хорошо. Оно побуждает помогать людям, и вами, наверно, тоже движет. Но вы понимаете, что не будет страдания — не будет и сострадания? Вы же знаете об успехах биомедицины? Уже до конца этого десятилетия людей обещают избавить от болезней и смерти:
https://mir24.tv/news/16303503/k-2028-godu-lyudi-smogut-poborot-starenie-i-rak
Джордж Чёрч: уже через десять лет могут быть созданы специальные клетки, которым не страшны вирусы, онкология, радиация, замерзание и даже старение.
И зачем будут нужны помощь, взаимопонимание, подвиг врачей в мире, где ни у кого нет проблем? Вы бы хотели жить в таком мире и перестать быть востребованной в профессии? А вместе с вами станут не нужны хирурги, акушеры, терапевты и так далее. Как, собственно, и полицейские, солдаты, политики. Повара, проститутки, артисты. Жены, мужья, дети. Любовь, смерть, творчество. Ибо к 2045 году наступит сингулярность, из мира исчезнет слово Мы, останется только огромное Я размером с мироздание.
Так вот, я не согласен, что сострадание — это хорошо. То, что мы добры и помогаем друг другу, говорит только о том, что мир несовершенен и его пора менять.
А вы бы хотели сохранить свою востребованность ценой того, чтобы трансгуманизм не наступил и мир остался прежним — полным страданий, смерти, удовольствий, разочарований, красоты, уродства, детей, женщин…? Или вы действительно сострадаете ближним и хотите им скорейшего избавления от тягот человечности, даже ценой того, что все ваши привычные смыслы будут утрачены? 😉