АДАПТАЦИЯ К СТРЕССУ
В отличие от традиционного акцента на патологии (деформации, регрессии, дегенерации), адаптивные психобиологические теории предполагают, что психологические и физические симптомы и нарушения возникают, когда адаптивные биопсихосоциальные способности становятся дезадаптивными “симптомами”. Некоторые ключевые исторические факты служат основой для обновления научных данных о травме и мозге. Формулировка обучающийся мозг и выживающий мозг касается адаптации к комплексным травмам и последующим КПТСР. Она находится в рамках традиционной адаптивной психологии, сформулированной более столетия назад Пьером Жане [van derKolk & van der Hart, 1989] и Адольфом Мейером (Adolph Meyer) [Wortis, 1986].
Адольф Мейер… предпочитал полагаться на способность квалифицированного клинициста анализировать биосоциальные факторы в жизни «целостной личности», которые способствовали
возникновению психологических и поведенческих “реакций”, составляющих все известные психические расстройства [Noll, 1999,
р. 146].
Модель медицинских и психосоматических заболеваний, связанных
со стрессом, которую Ганс Селье (Hans Selye) назвал общим адаптационным синдромом, расширила работу Мейера [Selye, 1951]. С ее помощью удалось четко связать тело, мозг и разум в рамках адаптивной психобиологии. Исследуя реакцию человека на стресс, Селье обнаружил, что в ответ на обычный стресс организм возбуждается множеством способов. И только после его ослабления организм возвращается в состояние гомеостаза, с которого он начинал. Напротив, в ответ на травматический стрессор, связанный с опасностью и незащищенностью, особенно при многократном или непрерывном воздействии, организм в конце концов достигает точки, в которой его возможности реагировать на стресс превышены. Это приводит к аллостазу [McEwen, 2017].
Аллостаз в настоящее время обозначают как состояние “болезни”, при
котором организм не возвращается в состояние гомеостаза, а остается хронически возбужденным и поэтому подверженным истощению,
разрушению и болезни. Расстройства, связанные со стрессом, можно
рассматривать как результат неврологических и психобиологических
изменений. Эти изменения адаптивные в краткосрочной перспективе,
но в долгосрочной перспективе превышают возможности организма
и приводят к аллостазу.
С этой точки зрения КПТСР можно рассматривать как непреднамеренные последствия перенаправления адаптивных возможностей мозга (и организма) от здорового развития и обучения к более первичной цели — выживанию после “длительной и повторяющейся травмы” [Herman, 1992, р. 377]. Таким образом происходит трансформация врожденного обучающегося мозга в измененный выживающий мозг в ответ на воздействие комплексной травмы [ Ford, 2009]. Это биологический компромисс между выживанием и содействием росту, обучению, саморазвитию, исцелению и омоложению. Этот компромисс имеет негативные последствия (т.е. аллостаз). Развитие и благополучие могут
быть ограниченными без защиты от постоянных угроз выживанию.
В таком случае выживание потребует принципиально иных биологических адаптаций мозга и тела, которые могут непреднамеренно еще больше подорвать развитие и благополучие индивида. Комплексная травма не меняет всеобъемлющих адаптивных возможностей мозга и тела и их цели — регулировать телесные процессы, чтобы достичь оптимальных результатов. Меняется основной смысл существования индивида — выживание вытесняет здоровье, благополучие и развитие.
Комплексная травма по своей природе непредсказуема, неконтролируемая и аверсивная. Поэтому она вызывает соответственно комплексную адаптацию к выживанию и функциональную адаптацию [ Courtois, 2004]. Именно это отличает посттравматическое преодоление, ориентированное на выживание (и выживающий мозг ), от роста и развития, ориентированных на здоровье (и обучающийся мозг ). Этот процесс Селье [Selye, 1954] назвал “реакцией тревоги”, которая возникает, когда активируется “врожденная система тревоги” мозга и тела [ Lanius et al., 2017]. Это классическая реакция на стресс, которая последовательно проходит четыре стадии: замирание, бой, бег и тоническое оцепенение [ Fragkaki, Stins, Roelofs,Jongedijk , & Hagenaars, 2016; Forges, 2007].
Выживающий мозг не является менее интеллектуальным, чем обучающийся мозг. Напротив, он представляет собой паттерн связи в мозге, который можно назвать, в просторечии, “житейская мудрость” — исключительный интеллект в борьбе с опасностью и для достижения
жизненных целей, но ценой истощения доступных умственных и физических ресурсов. Чтобы понять, как функционирует выживающий
мозг и как он может вытеснить обучающийся мозг, когда люди сталкиваются с травмирующими угрозами, нужно изучить основную реакцию на стресс.