АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
В нашем детском саду есть мальчик (ему 2года), который непросто адаптировался- плакал до прихода мамы почти не переставая. Мама пришла ко мне на консультацию, очень встревоженная: «Что делать? Мне жалко ребёнка». Чувства её понятны. Ребёнка ещё и не готовили к саду- он ни с кем кроме мамы не оставался ранее, была обоюдная сильная привязанность. Итак, диалог:
— Ребёнок плачет, что мне делать?
— А что для вас значит, когда ребёнок плачет?
— (задумавшись) Это трагедия. Значит, я плохая мама, я его бросила. Я должна сделать так, чтобы он был счастлив.
— ?!..(изумление) А, это возможно? В жизни будет много ситуаций, которые будут огорчать, расстраивать вашего ребёнка. И он должен научиться с ними справляться самостоятельно.
— (пауза) Так что мне делать?
— А, вы, тоже, бывает, плачете?
— Ну, да.
— Происходит ли при этом трагедия? Нужно ли, чтобы в этот момент вас срочно кто-то делал счастливой?
— Ну, да, муж. Пожалеть, сказать «всё хорошо будет»
— …Знаете, ведь ребёнок не обязан всегда хотеть идти в сад, не обязан этому радоваться. Ведь дома хорошо, привычно и много внимания. Адаптация- в большей или меньшей степени всегда стресс для ребёнка. Но, это естественный этап взросления ребёнка, пройдя который он станет более самостоятельным, научится проводить время без мамы, научится общаться с воспитателем и другими детьми. Он научиться справляться со своими эмоциями (конечно, никто кроме ребёнка не может справиться с его эмоциями!). Готовы ли вы поверить в то, что ребёнку это под силу? Так же, как и вы — справляетесь со своим горем, и снова радуетесь жизни
— Я поняла
Так же я предложила маме поиграть дома с ребёнком «В детский сад». Просто взять любые игрушки, которые будут в роли воспитателя, мамы и ребёнка, детей. И играть: разыгрывать позитивно ситуации, когда:
-мама приводит ребёнка в сад, спокойно прощается
— ребёнок завтракает, играет, гуляет с детьми
— ребёнок обращается с просьбами к воспитателю
-ребёнок моет ручки, обедает, ложится спать
-всех деток забирают родители
Игра помогает ребёнку систематизировать у себя в голове информацию и понять, как устроена жизнь в садике, для него происходящее в нём становится знакомым, а, значит, более безопасным. В игре ребёнок проживает , пропускает события игры через свой внутренний мир. Никогда не будет иметь такого эффекта просто разговор с мамой про детский сад. Ребёнок живёт игрой.
Через буквально пару — тройку дней (мы с воспитателями и не ожидали такого быстрого эффекта, но, мама, похоже, правда поняла ) ребёнок стал всё меньше плакать, начал увлекаться игрой, и на данный момент один из самых активных и весёлых мальчуганов в группе. Трагедии не произошло. Психика в порядке. Аппетит отличный, сон богатырский.
А, в целом, очень многое зависит от воспитателя, хотя, понятно, что у большинства родителей нет возможности выбирать воспитателя (дали бы место в саду вовремя!). И от готовности ребёнка, конечно.
Гандыбина Анна Александровна
https://www.b17.ru/article/396358/