Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

Система ОМС оказалась губительной для здравоохранения

Система ОМС оказалась губительной для здравоохранения

Кандидат медицинских наук, ветеран Думы Астраханской области (в трех созывах) Александр Козлов на протяжении десяти лет, с 1993 по 2003 год, возглавлял территориальный Фонд обязательного медицинского страхования. Он рассказал о том, какие проблемы сегодня испытывает медицина – не только астраханская, а федеральная – в связи с перекосами в финансировании.

Наличие глубокого кризиса здравоохранения признают все: от непосредственных виновников возникновения до простых медработников и пациентов. Одни каются, другие негодуют. Однако воз проблем стоит на месте. Как бы всем понятно, что в основе проблем – финансовый дефицит. Даже сам президент неоднократно заявлял, что необходимо увеличивать расходы на отрасль – то вдвое, то до 5% от ВВП. Однако конкретных шагов и действий как не было, так и нет, пишет “ПУНКТ-А“.

Вместо всем понятных финансовых механизмов, периодически всплывают идеи очередных оптимизаций в формате аутсорсинга скорой помощи, а то и вообще никому не понятная идея создания некой медицинской госкорпорации. Такие идеи вспыхивают и, заполнив информационное пространство вокруг проблемы, уходят в небытие. Складывается впечатление, что желание помочь есть, просто власть не знает, как. Самое парадоксальное, что ключевые структуры управления здравоохранением – Минздрав РФ и Федеральный фонд ОМС – тоже пребывают в прострации и не вносят никаких конкретных предложений. Казалось, еще вчера во властных медицинских кабинетах рождались новаторские идеи, шло совершенствование нормативной базы, и вдруг накрыл полный идейный паралич. Особо удивительно слышать от руководителей системы Обязательного медицинского страхования (ОМС), что денег в системе достаточно, просто расходуются они нерационально.  Вообще-то, если оценивать совершенство нормативной базы ОМС с точки зрения экономического обоснования потребностей «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», то после принятия новой редакции закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» № 326-ФЗ от 29.10.10 г. ее надо признать удовлетворительной. Можно спорить о целесообразности участия в системе ОМС коммерческих страховых компаний наряду с государственным фондом и о спущенных сверху регионам рекомендациях по потребности населения в видах медпомощи – однако вопросы макроэкономики прописаны достаточно хорошо.

В 2011 году в кои-то веки ФЗ №354 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения» решил главную проблему и четко прописал, что тариф должен составлять 18865 рублей. Всем казалось, что здравоохранение должно подняться с колен и задышать полной грудью. Однако этого не произошло. И вот как это случилось. Статья 3.3. ФЗ № 354, предусматривала поэтапный переход к нормативу до 2015 г. (2012 г. – 0,7913, 2013-2014 гг. – 0,9). Однако этого не произошло, потому что в региональных бюджетах просто не было необходимых ресурсов. В 2017 году глава Счетной палаты России Татьяна Голикова предложила централизовать платежи в Федеральном бюджете, оценив потребность в 600 млрд рублей в год. В 2018 году Глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации, заявил: «Минфин согласен освободить региональные бюджеты от обязанности ежегодно выплачивать в Фонд ОМС по 500 млрд рублей за неработающих граждан, переложив эти выплаты на федеральный уровень».

Однако в реальности, вместо этого сначала вносятся поправки в виде ФЗ № 438-ФЗ от 28.11.18г., ликвидирующие по факту неисполнения этапность перехода и одновременно с этим принимается ФЗ № 433 от 28.11.18г. «О бюджете ФФОМС на 2019 г. и на плановый 2020 и 2021гг.», где в нарушение ФЗ №354 в Приложении 7, утверждают для регионов понижающие коэффициенты по утвержденным законом платежам на целых три года. Конкретно для астраханского региона этот коэффициент составил 0,3333. Если его перевести в конкретную цифру, то вместо прописанных законом 18865 рублей можно платить за детей и пенсионеров всего 6287 рублей. Хотелось бы отметить, что расчетный тариф платежа, необходимого для обеспечения качественной медицинской помощи, соответствует году его утверждения – 2011-му, а сегодня на носу 2020 год. Даже минимум здравого смысла позволяет понять, что соблюдение действующего законодательства по индексации тарифа никак не может снизить его в три раза за десять лет. Налицо факт грубого нарушения ст. 1 ФЗ № 354. Стоит обратить внимание еще и на то, что платежи работающих граждан, составляют в 2019 году, в среднем около 20 тысяч рублей в год и при таком раскладе, и неизбежном перераспределении средств на каждого жителя области приходится около 10765 рублей. То есть каждый работающий выплачивает более 9 тысяч рублей на страхование неработающих граждан. При этом из-за дефицита все вместе они получают медпомощь пониженного качества.

На сегодняшний день задолженность лечебных учреждений перед поставщиками составляет миллиард рублей. При недоданных по нормативу 8 млрд рублей это только восьмая часть, оставшееся компенсировано платными услугами ,а также некачественным лечением и обследованием.  Вообще-то, представить себе какую-либо еще систему страхования, существующую в подобном формате просто невозможно. Оценить ситуацию, когда страхователь платит страховой взнос за одного, а затем выдает полисы троим и при возникновением страхового случая залезает в карман к заплатившему полный взнос, иначе как мошенничеством назвать нельзя. До тех пор, пока все это не будет исправлено, здравоохранение продолжит разваливаться.

Необходимо срочно потребовать от Правительства РФ привести ФЗ №433 от 28.11.18г. «О бюджете ФФОМС на 2019г. и на плановый 2020-2021гг.» в соответствие с ФЗ № 354 от 30.11.11г. «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения». Трех лет действия указанного документа отрасль просто не переживет. В условиях профильного Федерального бюджета это вполне реально. Необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее порядок индексации тарифов на страхование неработающего населения, исключив возможность манипулирования формулами и коэффициентами, внеся в закон статью о том, что страховой взнос на одного неработающего гражданина не может быть ниже среднего взноса одного работающего по региону.

Кстати, региональный бюджет тоже сегодня профицитен. И астраханские власти пытаются поддержать здравоохранение, беря на себя коммунальные расходы поликлиник и т.д. Однако, как это ни парадоксально, в рамках действующего регламента тот же федеральный Минфин или Счетная палата вполне могут отнести их к нецелевому расходованию средств. Не могут областные власти без коррекции федерального законодательства самостоятельно увеличивать платежи на страхование своих неработающих граждан, поскольку в рамках действующих механизмов средства уйдут в Федеральный Фонд ОМС и часть из них вполне может уйти на дотации другим субъектам федерации.

В связи с вышеизложенным, предлагаю принять экстренные меры по устранению противоречий в федеральном законодательстве с поручением Федеральному Минфину ,либо вернуться к идее централизации платежей в федеральном бюджете, либо разработки и внедрению механизмов адресных дотаций региональных бюджетов по платежам на страхование неработающих граждан. Учитывая актуальность проблемы, вполне реально заручиться поддержкой других субъектов через Южно-Российскую Парламентскую Ассоциацию. Только данный подход к проблеме позволит вывести здравоохранение из затяжного кризиса и спасти отрасль от полного развала.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика