Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
25 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ vs. НАУЧНЫЙ МЕТОД Мнение: врач должен глубоко засунуть «свои «наработки», полученные без…

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ vs. НАУЧНЫЙ МЕТОД
Мнение: врач должен глубоко засунуть «свои «наработки», полученные без применения научного метода».

Пишет популяризатор доказательной медицины, канд. мед. наук Ярослав Ашихмин:
Наши врачи очень часто обладают «магическим мышлением», на основании собственного опыта они выводят сакральные связи между своими действиями и исходами.

Практически во всех других областях ученые признали, что призма собственного сознания – инструмент хреновый, уж больно много дает искажений. Врачи отделаться от доверия к самому себе не могут из-за того, что очень сильно вовлечены эмоционально. Фундаментальная разница между «вслед за» и «вследствие» приобретает особый вес, если речь идет о применении лекарства и смерти пациента.
Если опуститься на самое дно сознания врача, лечить правильно ему мешает недостаток фундаментальных знаний.
А что же это за знания? Их суть – в научном методе и в формальной логике, они значительно более значимы для врача, нежели знание молекулярных каскадов и патофизиологии.

Применение «научного метода» очень существенно отражается на ежедневной клинической практике. В качестве примеров приведу «аксиомы терапии» и следствия из них.

АКСИОМЫ ТЕРАПИИ

1. Если при болезни А наблюдается изменение параметра Х (любого – от биохимического показателя до появления каких-то микробов в кале), из этого не следует, что изменение Х как-то влияет на развитие болезни А или ее исходы (смерть, выздоровление, осложнения).
2. Если есть данные, что изменение показателя Х может ускорять развитие болезни А, из этого совершенно не следует, что воздействие в отношении Х может быть эффективно в лечении болезни А.
3. Также из этого не следует, что исследование Х может дать важную информацию в отношении тактики диагностики и лечения болезни А.
4. Улучшающая качество жизни терапия может быть связана с ухудшением прогноза (повышением риска смерти и развитием осложнений).
5. Лечение, улучшающее прогноз, может приводить к ухудшению самочувствия и усугублению симптоматики.
6. Определение взаимосвязи между воздействием на организм и исходом является очень сложной задачей, для решения которой применяется научный метод.
7. Ключевым (но не единственным*) инструментом реализации научного подхода служат рандомизированные плацебоконтролируемые клинические исследования (РКИ).
8. Любое медицинское решение должно подкрепляться результатами РКИ, при этом нужно различать методы, которые показали эффективность в РКИ, неэффективность (вред).
9. Медицина – быстро меняющаяся наука, публикация результатов новых РКИ может радикально изменить тактику лечения болезни.

СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ

1. Врач должен постоянно следить за выходом новых клинических рекомендаций и менять тактику лечения как предписано.
2. При решении вопроса о назначении терапии врач должен руководствоваться соотношением «риска и пользы» (а не назначать всем подряд малоэффективное, но безопасное лечение).
3. Все медицинские решения следует обсуждать с пациентами. Врач не имеет права самостоятельно, без обсуждения с пациентом, принимать решение в отношении назначения терапии, которая улучшает прогноз, но может привести к существенному ухудшению самочувствия, также как при применении терапии, которая улучшает самочувствие, но негативно влияет на прогноз.
4. В том случае, если врач «хочет» применять терапию, которая по данным РКИ неэффективна или может нанести вред, он может это делать только в рамках научного исследования, одобренного локальным этическим комитетом, после подробного обсуждения с пациентом с подписанием информированного добровольного согласия.
5. Во всех остальных случаях, когда личная точка зрения врача входит в противоречие с клиническими рекомендациями, доктор обязан засунуть свое мнение себе в задницу. И лечить так, как велят клинические рекомендациями международных обществ (основанные на РКИ).
6. Особенно глубоко надобно засунуть свои «наработки», полученные без применения научного метода (т.е. без проспектового наблюдения, без рандомизации и заслепления), в том случае, если по данной теме было опубликовано РКИ, выводы которого противоречат твоим. Но если все же ты считаешь себя Д’Артаньяном, а всех кругом – идиотами, то заходи на второй круг! Будь любезен провести новое РКИ и доказать, что именно твоя точка зрения верная.

* — современные методы эпидемиологии (статистики и математики) позволяют оценивать вероятность наличия причинно-следственных связей даже без рандомизации и заслепления. Так что возражения хирургов и философов в отношении возможной неэтичности РКИ будут приниматься после того, как они прочитают про propensity score matching, SVM, деревья классификаций и многослойные перцептроны, которые с успехом могут использоваться при планировании научных исследований – без рандомизации и заслепления. Было бы желание.

https://www.facebook.com/yaroslav.ashikhmin/

Примечания.
Что такое «заслепление» или «ослепление» при исследованиях лекарств — см. https://clck.ru/HDAWm .
Термин «рандомизация» (англ. random — случайный, произвольный) предполагает что участники исследования случайным образом делятся на группы, в одной из которых получают исследуемое лекарство, а в другой группе — плацебо (пустышку) или другое лекарство.

Рандомизация (случайное распределение по группам) и «заслепление» применяются для того, чтобы исключить влияние ошибок мозга врача и пациента на проводимое исследование. Дело в том, что отношение врача и пациента к препарату (если они считают препарат эффективным, либо наоборот — бесполезным) влияют на оценку его эффективности, особенно при оценке таких неформальных показателей, как общее самочувствие или выраженность кашля. Для исключения заинтересованности двух главных героев любого лечения (врача и пациента) и применяются заслепление и рандомизация.
Подробнее об этом — см. https://bit.ly/2QovdiJ

Источник фото: https://www.podrobno.uz/




7 мнения к “МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ vs. НАУЧНЫЙ МЕТОД Мнение: врач должен глубоко засунуть «свои «наработки», полученные без…

  1. Olesya Taratina

    Ограничением тезисов поста является то, что часть клинических рекомендаций основано не на РКИ, а на голосовании экспертов и валидации экспертного мнения, поэтому в таких случаях важно внимательно смотреть, на чем базируются рекомендации и проводились ли соответственные РКИ вообще. А из части рекомендаций так непосредственно торчат «уши» конфликта интересов, что еще и качество проведенных исследований приходится учитывать.

  2. Evgeny Galperin

    Интересно, а автор может, не используя математических формул, популярно пояснить основной смысл таких удивительных сочетаний букв, как «propensity score matching, SVM, деревья классификаций и многослойные перцептроны», прежде чем высокомерно блистать эрудицией? А, главное, какова их безусловная ценность в получении достоверной статистической или иной полезной для медицины информации, и почему они, как утверждает автор менторским тоном, «с успехом могут использоваться при планировании научных исследований – без рандомизации и заслепления»? А то это слишком смахивает на ответ профессора студенту в духе «а по вашему вопросу вы завтра мне подготовите реферат». Проще всего сказать «почитайте». Гораздо труднее объяснить понятно, что к чему.

  3. Rais Uzbyakov

    Это все конечно «правильно», однако большинство подобных статей затрагивает, как правило, лечение. Проблема диагностики, клинического мышления, знания патогенеза ( что помогает , в необычных ситуациях, логически дойти до диагноза. Лучше выстраиваются гипотезы) и т. д. рассматривает редко.

  4. Rais Uzbyakov

    Если кого-то коробит такой стиль повествования — скажите суть претензий , автор сделает нужные выводы, но говорить мол статья неправильная, боже как грубо … Не объективизируйте

  5. Vasenka Afonyushkin

    п1-3 Я так понимаю нафиг всю лабораторную и т.д. диагностику. Поставили первичный диагноз, взяли методичку из шкафа.. и пока пациент не сдохнет/выздоровеет. И врачей учить не надо про патогенез и пат.физиологию ибо это навредит. Читать умеют и хорошо. п5 из следствий..Например, моя коллега детский врач реаниматолог была вызвана по скорой. Маленький ребенок 3 года нажрался гомеопатических препаратов. Как врачу ей очевидно что гомеопатическими препаратами отравится мягко говоря затруднительно. Из клинических рекомендаций следует что она должна промыть ему желудок т.к. в рекомендациях разницы между гомеопатией и не гомеопатией нету.. Из научных публикаций следует что промывание желудка у маленьких детей (помимо чудовищного стресса) чревато остановкой сердца. Обязана ли была сей врач засунуть в задницу свое мнение и таки рискнуть жизнью ребенка? Она рискнула собой, потому что пожалуйся родители и пипец был бы ей. Пример 2 — в новосибирской области ввиду случаев судов по причине развития осложнений при реанимации с использованием внутрисердечных инъекций адреналина (был после этого перикардит). Был введен запрет на использование адреналина. Может быть действительно адреналин неэффективен, я не реаниматолог. Но методические рекомендации появились не на основании РКИ а на основании судебной практики. Врачи я так понимаю тоже должны пихать в свою прямую кишку свое мнение по этому поводу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика