Оптимизация документооборота в медицинских учреждениях могла бы снизить юридические риски и защитить врачей от так называемого потребительского экстремизма, когда пациенты используют свои правовые знания для извлечения выгоды.
“Они намеренно изыскивают неточности в оформлении документации, которые формально могут служить для привлечения медицинской организации к ответственности”, – поясняет исполнительный директор “Мобильной юридической службы” Инна Викулова.
Риски законодательного регулирования продолжат расти, прогнозирует она, потому что происходит постоянное ужесточение государственного контроля: медицинская деятельность – лицензируемая сфера, к тому же социально острая, к ней привлечено большой внимание, пишет “Медвестник”.
По данным Росздравнадзора, которые привела эксперт, в 2018 г. ведомством было проведено 6244 проверки в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности и выявлено 11 427 нарушений. Вынесено 753 предупреждения, приостановлено действие 23 лицензий.
«Происходит постоянное увеличение размеров взыскиваемых сумм по искам, которые подаются в суды общей юрисдикции – это иски по защите прав потребителей из-за некачественного оказания медицинских услуг. Тенденция по этим делам такова, что суды проявляют особую лояльность к потребителям и достаточно критично относятся ко всем доказательствам, которые предоставляются медицинскими организациями. Суды, как правило, принимают сторону потребителя», – рассказала Инна Викулова.
Она подметила и еще одну тенденцию: пациенты становятся все более грамотными: «Соответственно с ростом правового сознания потребителя возникает больше так называемого потребительского экстремизма, когда правовые знания используются не для защиты своих прав, а для извлечения выгоды. В частности, они намеренно изыскивают неточности в оформлении документации, дефекты, которые даже не сказались на качестве предоставленных услуг и лечения, но формально могут служить основанием для привлечения медицинской организации к ответственности». По словам Инна Викуловой, потребителю экономически выгодно и интересно судиться с медицинскими организациями.
Чтобы минимизировать риски, юрист рекомендует оптимизировать документооборот в медорганизациях, внедрить четкие инструкции по работе с документацией для персонала, контролировать поступление обращений и жалоб пациентов, использовать правильную стратегию досудебного урегулирования конфликтных ситуаций с клиентом, повышать уровень правовой грамотности медицинских работников.
Как сообщалось ранее, во всём цивилизованном (и не очень) мире известно такое понятие как потребительский экстремизм. Корнями он уходит в США, где сформировалось излишне лояльное законодательство к клиентам, которые “всегда правы”. Мода требовать по малейшему поводу миллионных компенсаций добралась до России, и проникнув в медицину, превратилась в “пациентский экстремизм”. Россияне захотели получить не только моральное удовлетворение от жалобы на врача, но и конкретную денежную компенсацию. И чем больше, тем лучше.