Развитие основных движений, умений и навыков у ребенка в возрасте до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но начиная с 3–4 недель жизни, над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог их рассматривать. На высоте около 70 см над грудью ребенка подвешивается яркий шар, крупная игрушка. Движения глаз у ребенка становятся координированными, он фиксирует взгляд, появляется улыбка. Он пытается удерживать голову при вертикальном положении тела или когда он на руках у взрослых. Тактильные раздражители через кожный анализатор вызывают положительные эмоции, двигательные реакции. Но движения еще случайные, беспорядочные. Частота дыхательных циклов в минуту у ребенка – 40–45 раз, а пульс – 130–140 ударов в минуту.
Специалисту по детскому массажу необходимо помнить, что именно в этот период жизни ребенка двигательные рефлексы у него основаны на безусловных связях (врожденных). Основное в этот период – стимулирование активных движений, направленных на мышцы-разгибатели, так как в это время их тонус снижен.
Ребенку пошел второй месяц, он отвечает улыбкой на нежный ласковый разговор, следит за движущейся игрушкой, может сосредоточить свой взгляд на зрительном раздражителе, фиксировать слуховой источник.
Появляются движения выпрямленных рук, ощупывание рукой понравившейся игрушки. В связи с этим необходимо вывешивать более яркие игрушки на более низком уровне, чтобы ребенок мог их касаться, доставать, захватывать, наталкиваться, изучать, осязать. Если взрослый начинает разговор, ребенок поднимает голову, поворачивает ее в соответствующую сторону, улыбается на приятный для него разговор с ним. Лежа на животе уже хорошо поднимает голову и удерживает ее в течение 1–1,5 мин в вертикальном положении. Но пассивных движений еще делать нельзя. В это время происходит закрытие малого родничка, если он был открыт. Ребенок начинает гулять, удерживать предметы.
В три месяца ребенок при общении оживленно двигает руками и ногами, улыбается, лежит на животе, опираясь на предплечья, и высоко поднимает голову, фиксируя ее. Свободно удерживает голову в вертикальном положении, поворачивает ее в различных направлениях, находя глазами взрослого, прислушивается к его словам, песне, прибауткам, проявляя при этом положительные эмоции. Отклоняет голову в корригирующую сторону, исчезает феномен ползания.
У ребенка четвертого месяца жизни постепенно исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Ребенок опирается уже на ладони, когда лежит на животе, поворачивается со спины на живот, делает «мост», прогибая позвоночник, удерживает в руках предметы. Громко смеется при общении с ним, узнает свою мать, смотрит в сторону источника звука, рассматривает и захватывает висячие предметы. Сам придерживает бутылочку во время еды. Пытается переворачиваться со спины на бок. Частота дыхательных циклов – 35–40 раз в минуту, пульс – от 130 до 135 ударов в минуту.
Пятый месяц жизни ребенка отмечается тем, что он отлично узнает свою мать, уверенно хватает предметы и тащит их себе в рот. Протягивает руки к игрушкам уже сознательно, удерживая их по 20–30 с. Хорошо сидит, устойчиво стоит при поддержке под руки. Переворачивается со спины на живот, на бок, долго лежит на животе. Различает строгую и ласковую интонацию разговора взрослого. В этом возрасте малыш уже может «оценить» классическую музыку (5-ю Симфонию Бетховена, 2-ю Сюиту Баха, Концерт Вивальди), но стоит только включить ритмичную или джазовую мелодию – это раздражает ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают хорошо держаться на воде, плавать. Как мы знаем, к 3 месяцам жизни ребенка исчезает физиологический гипертонус мышц на руках (сгибательный), а к 4 месяцам то же происходит и на ногах.
Ребенку полгода. Он реагирует на свое имя, начинает лепетать, подолгу занимается любимыми игрушками, свободно переворачивается с живота на спину, ползает, сидит без поддержки, берет предметы одной рукой. Произносит первые слоги «ба», «ма», «дя», восстанавливается ползание, но уже на условном рефлексе, ребенок сам, отталкиваясь, продвигается вперед по поверхности массажного стола. В этом возрасте начинают прорезываться молочные зубы, сначала нижние (средние резцы). Укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Малыш понимает просьбы взрослого: «сядь», «повернись», «ляг», «дай». В этот период меньше массажных манипуляций нужно проводить на нижних конечностях, а больше внимания уделять области спины, живота.
Ребенку семь месяцев. Он хорошо ползает, выполняет различные манипуляции с предметами, игрушкой. Взглядом находит нужное ему, выполняет простейшие задания: «брось», «возьми в другую руку», произносит слоги «ма-ма», «ба-ба-ба», много лопочет сам с собой. Самостоятельно сидит, берет бутылочку с молоком и тянет себе в рот, встает на колени, четвереньки. Прорезываются верхние средние резцы. Частота дыхательных циклов – 30–35 раз в минуту, пульс от – 120 до 125 ударов в минуту.
В восемь месяцев ребенок сравнительно хорошо сидит, стоит, длительно и разнообразно занимается с различными игрушками. Выполняет словесные приказания – «ладушки», находит взглядом, фиксируя, несколько предметов – «дай игрушку», «ручку». Его интересует отражение в зеркале, он делает попытки ходить. Выполняет много различных манипуляций, таких, как складывание кубиков, пирамидки, сам садится и ложится без посторонней помощи.
На девятом месяце ребенок начинает самостоятельно ходить, слегка придерживаясь за руку родителей, знает свое имя, встает на колени, собирает мелкие предметы. Усваивает смысл многих слов: «вот мишка», «вот киска», пытается стоять без поддержки и опоры. Зубы – молочные верхние, но уже выходят резцы, и он повторяет много слогов.
Ребенок взрослеет (как говорят, «не по дням, а по часам»), ему десять месяцев. Он поднимается и стоит без опоры, хорошо сидит на стуле, самостоятельно ходит, держась за одну руку. Знает много слов: «сделай так», «подай мяч», «сложи кубики», рассматривает картинки в книжке. В это время родителям необходимо обучать его ходить, удерживая его за обе руки одновременно. Поддерживать разговор демонстрацией (показом): «это корова – му», «это автомобиль – би-би», «собака – ав-ав». Начинает понимать слова запрещения: «нельзя», «не трогай», «верни», «отдай» и т. д.
В одиннадцать месяцев малыш овладевает многими действиями, поднимается из положения сидя, приседает, нагибается, надевает в определенном порядке кольца, ставит кубики. Делает первые самостоятельные шаги. Выполняет многие просьбы взрослого, приносит требуемую игрушку, куклу. При поддержке за одну руку хорошо ходит. Самостоятельно стоит. Правая рука у него начинает преобладать в выполняемых манипуляциях, особенно выделяется II палец правой кисти. Пытается самостоятельно снимать носки, туфли.
Ребенку год. Мы видим его первые шаги без поддержки, он знает название многих предметов, показывает части своего тела, произносит отдельные слова. Выполняет поручения: «принеси», «дай», «найди». Легко повторяет за взрослым новые слоги, слова. Использует около 5-10 слов, но их произносит по-своему. Пьет самостоятельно из чашки, кружки. Спит уже около 14–16 ч в сутки.
Часто на практике родители, не владея знанием манипуляций, поглаживая и растирая свое чадо, инстинктивно сопровождают эти действия сопутствующими словами, приговорами:
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживание, пиление).
Ехал поезд запоздалый (плоскостное поглаживание одной рукой),
Из последнего вагона сыпался горох (пунктирование кончиками пальцев).
Пришли куры, поклевали, поклевали (щипцеобразное разминание пальцами).
Пришли гуси, пощипали, пощипали (разминание).
Пришел слоненок, потоптал, потоптал (надавливание пальцами).
Пришла слониха, потоптала, потоптала (разминание).
Пришел слон, потоптал, потоптал (надавливание пальцами, основанием ладони).
Пришел дворник, все убрал, все убрал (граблеобразное поглаживание).
Пришел почтальон Печкин, поставил стол, поставил стул и начал печатать (приемы точечного массажа, выполняемые одним или несколькими пальцами).
В некоторых семьях свои присказки, «сорока белобока» и прочие, проводятся с одновременным выполнением разновидностей массажных манипуляций. Это происходит интуитивно, все движения даны нам от природы-матушки и очень полезны, чтобы передать тепло, с различными наговорами на доброе и ясное для вашего малыша.
5-ый месяц: хорошо сидит и устойчиво стоит при поддержке 😲. Вы ничего не путаете, рано по возрасту 🤔
Согласно этой статье у нас все дети отстают в развитии
Бред
Ребенок начинает ползать ,а потом уже садится . В 4 — 5месяцев ребенок приподнимается на ручках , лёжа на животе .
Моя в 6 месяцев уже ходила с поддержкой.
Картинка условная. Каждый развивается в своём темпе.
Ещё надо смотреть, занимаются ребёнком или до 5 месяцев замотанный в пелёнках лежит и в потолок смотрит.
Вот чего тут не хватает. Выготского и его педологии. Он то в своё время разложил всё по полочкам и практически уничтожил большое количество детей, отправив их в интернаты, вырвав из семей. Ну только на основании того, что они не соответствуют педологическим стандартам. Некто Лурия ему помогал. Вот только Савицкий убежал оттуда… Хотя на основании тестов был отправлен в Интернат. И… Стал генералом и его дочь полетела в космос.. так бывает.
БЛИН. Всё же написано в книге 1956 года. ВСЁ. должно произойти созревание ЦНС и в присутствующее мышечное волокно должна врасти мышечная бляшка. Ну чего переливать из пустого в порожнее. Читайте книги. Если кому то интересно, я фото книги помещу. Итак. Волокна есть — управления нет. Есть управление — есть движение.
Возьми в другую руку в 6 месяцев. Нихера себе🤣
Почитайте лучше специалиста:
Безух С.М.
Избранные вопросы общей клинической неврологии.
СПб изд.Тускарора 2007
Из какой книги материал? Можно название