Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
20 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

Врач Владимир Фёдорович Пишел-Гаек — три кампании, оборона Севастополя и подполье Владимир Фёдорович Пишел-Гаек…

⚕Врач Владимир Фёдорович Пишел-Гаек — три кампании, оборона Севастополя и подполье⚕

Владимир Фёдорович Пишел-Гаек родился 28 сентября 1905 г. в с. Малая Зубовщина ныне Коростенского района Житомирской области Украины в семье чеха-крестьянина. Учился в церковно-приходской школе, после установления советской власти окончил среднюю школу, Коростышевский педагогический техникум, в 1933 г. – Одесский медицинский институт. В 1934 г. был призван в РККА, служил младшим врачом стрелкового полка. Участник военного похода на Западную Украину 1939 г., Бессарабского похода 1940 г. в составе 25-й стрелковой Чапаевской дивизии.

Война застала Владимира Пишел-Гаека в Бессарабии. Получив распределение в 47-й медико-санитарный батальон 25-й стрелковой дивизии Приморской армии, командиром медицинской роты он участвовал в обороне Одессы. В наградном листе в сентябре 1941 г. отмечалось: «За два месяца военных действий через 47-й медсанбат прошло 1366 раненых, произведено более 350 операций. Большинство операций и активная обработка ран производится военврачом 3 ранга В.Ф. Пишел-Гаеком. В отдельные дни он производит по 15 операций, переливаний крови и пропускает больше 120-150 раненых, производя активную обработку ран. Пишел-Гаеку приходится работать в исключительно неблагоприятных условиях (теснота, отсутствие достаточного освещения, частые налёты вражеских самолётов и т.д.). Не считаясь со временем, работая по несколько дней без минимального необходимого отдыха, в напряжённой обстановке, проявил высоко добросовестное отношение к делу, хладнокровие, распорядительность, сумел хорошо организовать работу медроты. Благодаря своевременному квалифицированному хирургическому вмешательству значительному количеству раненых бойцов и командиров была сохранена жизнь».

Из Одессы вместе с другими частями 25-й стрелковой дивизии 47-й медсанбат был эвакуирован в Севастополь. Медикам пришлось работать в труднейших условиях в Инкерманских штольнях. В январе 1942 г. в них был развёрнут прифронтовой госпиталь на 3000, а затем ещё на 2000 коек и ещё на 1000 мест для персонала, с рядом операционных залов, где одновременно работало несколько врачей.

Операционная сестра А.Г. Ковальская-Осипенко вспоминала: «Владимир Фёдорович был блестящим хирургом – человеком великой души и золотых рук. Мы все поражались его стойкости, выносливости. Он помогал своим коллегам-врачам советом, шуткой, просто спокойствием в самых трудных условиях. … Я была свидетельницей сложных операций, проведённых Пишел-Гаеком. Сколько людей он спас от верной смерти! От разрывов снарядов однажды загорелись наружная пристройка и трактор, который подавал свет. Не стало света и воды. Мы отправились оказывать помощь на передовую. Меня тяжело ранило в голеностопный сустав, Пишел-Гаек оперировал меня и спас ногу». С теплом и уважением отзывался о нём подполковник медслужбы, в 1941–1942 гг. – военврач 1 ранга, начальник санитарного отдела Приморской армии Д.Г. Соколовский: «Кристально честный человек, он мог стоять у операционного стола сутками. И что характерно, что в этих условиях находил силы и время, чтобы обобщить опыт, писал научные труды … участвовал в составлении трудов «Военная медицина в условиях обороны Одессы и Севастополя в 1941–1942 гг.». Сборник был написан в условиях обороны Севастополя, но издан только в 1943 году».

В начале июля 1942 г., когда город захватили немецко-румынские войска, большое число медицинских работников попало в плен. Был среди них и В.Ф. Пишел-Гаек. В своих воспоминаниях, хранящихся в фондах музея-заповедника, он писал: «Мы до последней минуты обороны Севастополя оставались с ранеными, разделили их участь и в фашистском плену. Думаю, излишне писать о том, что это был за ад. Сотни раненых остались на наших руках. Гитлеровские медики (если их можно назвать этим святым именем) стремились как можно больше больных и раненых отправить на тот свет. Около трёх недель мы находились в лагере военнопленных в двух километрах от Севастополя и продолжали, насколько это было возможно в условиях плена, лечить людей, спасать их от неминуемой гибели. С трудом доставали медикаменты и перевязочные материалы. Сами жили в бараке, обязаны были каждый день отмечаться в комендатуре…».

В августе 1942 г. Владимир Фёдорович был назначен на должность врача в портовой амбулатории при немецкой Морской комендатуре, в его обязанности входило лечение гражданских рабочих – специалистов порта и военнопленных. Спустя полгода ему удалось установить связь с Константином Кравченко, участником одной из подпольных патриотических групп, действовавших в Севастополе. В стол рабочего кабинета врача был вмонтирован радиоприёмник, по которому он тайно, в обеденный перерыв слушал Москву и передавал в штаб подпольной организации КПОВТН (руководитель «Александр Орловский» – В.Д. Ревякин) сводки Совинформбюро. Рискуя жизнью, почти два десятка медицинских работников активно помогали севастопольским подпольщикам: доставали для бежавших из лагерей военнопленных гражданскую одежду и паспорта умерших, сообщали адреса конспиративных квартир, укрывали их в городской больнице под видом инфекционных больных, снабжали перевязочным материалом и лекарствами, выдавали фиктивные справки и больничные листы с ложными диагнозами.

После освобождения Севастополя Владимир Пишел-Гаек возглавлял хирургическое отделение эвакогоспиталя № 2101, осенью 1944 г. личный состав эвакогоспиталя был откомандирован в 5-й окружной госпиталь Войска Польского, с которым до конца войны доктор работал в городах Перемышле (Пшемысле), Кракове и Познани.

В январе 1947 г. был демобилизован и вскоре после возвращения на родину уехал в Чехословакию, где работал врачом в Праге и Оломоуце – хирургом, затем начальником военного госпиталя: «Я снова надел мундир теперь уже третьей по счёту армии в моём послужном списке». В 1961 г. оперировал Героя Советского Союза Л.М. Павличенко, самого результативного снайпера среди женщин. С 1967 г. в звании полковника медицинской службы находился в запасе, активно печатался в военно-медицинских изданиях Польши и Чехословакии.

О своей послевоенной жизни Владимир Фёдорович говорил: «работаю по общественной линии, часто рассказываю в школах, на предприятиях об освобождении Чехословакии Советской армией. В своих беседах говорю всегда об обороне Одессы и Севастополя и героической армии, которая обороняла эти города».

Среди его наград – орден Красной Звезды, медали «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За освобождение Варшавы», чехословацкие ордена – Красной Звезды и «Военный крест», польские награды – орден «Крест Грюнвальда», знаки отличия «Крест Заслуги» I и II степеней, медаль «За Варшаву 1939–1945», памятный знак «Грюнвальд – Берлин 1410–1945», нагрудные знаки «Заслуженный врач ЧССР», «Заслуженный борец против фашизма» и другие.

В 1984 г. В.Ф. Пишел-Гаека не стало, но память о нём спустя годы бережно хранит Севастопольский военно-исторический музей-заповедник.

#история_военной_медицины@takticheskayamedicina #о_лучших@takticheskayamedicina

Прислал [id330528038|Дмитрий Окорочков] — спасибо!




2 мнения к “Врач Владимир Фёдорович Пишел-Гаек — три кампании, оборона Севастополя и подполье Владимир Фёдорович Пишел-Гаек…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика