Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
20 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ВКЛАД АБРАХАМА В ПСИХОАНАЛИЗ Наряду с Зигмундом Фрейдом, верным последователем которого он оставался на…

ВКЛАД АБРАХАМА В ПСИХОАНАЛИЗ

Наряду с Зигмундом Фрейдом, верным последователем которого он оставался на протяжении всей своей научной карьеры, Абрахам считается автором психоаналитической теории ступеней развития личности, ставшей одним из краеугольных камней психологии бессознательного в ее дальнейшем развитии. Оригинальный вклад Абрахама в психоанализ определяется также его исследованиями по истерии, меланхолии, депрессивным состояниям.

Существенную роль Абрахам сыграл и в развитии психоаналитического движения в России. Одним из лучших его учеников был М. В. Вульф – замечательный русский психолог, переводчик многих работ З. Фрейда (основатель психоанализа оценивал его заслуги очень высоко). В 1920-х гг. М.В. Вульф и И.Д. Ермаков осуществили целый ряд изданий по психоанализу.

Главный вклад Абрахама в развитие психоаналитической теории был результатом его интереса к стадиям детского развития: оральной, когда ребенок получает удовольствие от сосания или покусывания; анальной, когда удовольствие протекает от экскреторной деятельности, и, наконец, генитальной, или сексуальной стадий.

В данном случае, связанном с определенными формами фетишизма, мы видим интерес Абрахама к эротическим зонам. Заметим, между прочим, что с тех пор, как психоаналитические знания стали достоянием широкой публики, симптомы фетишизма стали редкостью. В этом случае, описанном в 1910 г., объясняется важная роль, которую играет фетишизм в определенных типах эмоциональных затруднений. Абрахам также указывает на то, что при перверсиях возможно значительное ослабление сексуальной активности вопреки тому общему представлению об извращенцах как о представляющих опасность ввиду своей чрезмерно активной сексуальной жизни.

Основное религиоведческое сочинение Абрахама – работа «Сновидение и миф. Очерк по психологии народов» — вышло в 1909 году и вызвало большой интерес в научных кругах. По сути, это первое исследование, посвященное психоаналитической интерпретации мифа. В своем труде Абрахам последовательно разрабатывает подход Фрейда к интерпретации символики и подробно исследует вопрос о сходстве сновидения и мифа.

С точки зрения Фрейда, к которому в этом присоединяется Абрахам, миф имеет отношение к детству человека (онтогенез) и ранним этапам истории человечества (филогенез) и представляет собой результат вполне понятного человеческого стремления к исполнению желания. В этом близость мифа и сновидения, которое, как показывает Фрейд в «Толковании сновидений», есть скрытое исполнение желаний. Миф, как и сновидение, по Абрахаму, нуждается в истолковании, ведь за его внешним содержанием – так же, как и за явным содержанием сновидения, — стоит то, что не высказано прямо, то есть некоторые вытесненные мысли.

Чаще всего они касаются источника мифа или сновидения, а именно — человеческих желаний и конфликтов, идущих из детства, чаще всего непристойных или асоциальных, а потому вытесненных, прошедших символическую переработку и подвергшихся слиянию, сгущению, смещению, расщеплению и перенесению. Они маскируют истинные источники мифа, которые лежат в области человеческих желаний, присущих людям и поразительно схожих между собой.

Сходства, существующие между сном и мифом, позволили Абрахаму сделать вывод о том, что миф является остатком духовной жизни «детства» народа, несет на себе отпечаток его архаических желаний и представлений; он так же, как сновидение, отражает глубинные желания отдельного человека

Карл Абрахам рассматривал депрессию с точки зрения психологии развития и пытался понять депрессию в контексте истории развития либидо и влечений. Он, в частности, отмечал, что для депрессивных пациентов типичной является история жизни, когда в раннем детстве они сталкиваются с трудностями, связанными с появлением в семье второго ребенка. Но типичны также и случаи, когда в жизни людей имели место реальные утраты. Лишение в раннем возрасте одного или обоих родителей вследствие смерти, болезни или развода или даже в результате простого частого отсутствия или утраты возможности уважать последних может привести в действие механизм «поглощения», с помощью которого ребенок пытается справиться с болью утраты.

Другим существенным тезисом Абрахама является обращение к связи депрессии с неудовлетворенными желаниями. В соответствии с этой гипотезой депрессия возникает вследствие отказа от желаемого, но недостижимого объекта, который не может дать ожидаемого удовлетворения. Нелюбимый или недолюбленный (или воспринимающий себя таковым), так же как и обманутый в своих детских и самых чистых привязанностях, человек, как следствие, оказывается неспособным любить и разочаровывается в жизни до тех пор, пока ему не удается обрести более позитивный опыт. Этот новый позитивный опыт и является одной из задач терапии.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика