АДАПТАЦИЯ ИЗГИБОВ ПОЗВОНОЧНИКА.
Как функционирует позвоночник в целом? Как взаимосвязаны между собой лордозы, кифозы и положение черепа и крестца?
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗГИБОВ
Во время внутриутробного развития всё тело и позвоночник плода представляет собой одну большую кифотическую дугу от черепа и до крестца. Вершина этой дуги находится в области D9. (Рис. 1. Первичный кифоз. )
После родов ребенок теряет поддержку и защиту околоплодных вод. И с этого момента начинается бесконечная битва с гравитацией. В этой борьбе постепенно формируются шейный, а потом поясничный лордозы.
Рассматривая взаимоотношения изгибов позвоночника, развившихся из внутриутробной единой кифотической дуги, можно заметить, что первичный кифоз сохраняется в области затылочной кости (как краниального позвонка), грудном отделе и крестце. Но эти отделы кифоза разделены между собой за счет вторично возникающих «на суше» дуг шейного и поясничного лордоза.
ЛОРДОЗЫ
Marcer Parsons отмечает, что за счет лордозов тело адаптируется в пространстве к вертикальному положению при постоянном влиянии гравитации. Лордозы более мобильны по сравнению с более статичными физиологическими кифозами. Это отделы, развившиеся в постоянной борьбе с гравитацией и под её влиянием. Они более молодые, активные и динамичные.
КИФОЗЫ
Гипомомильные области наших физиологических кифозов содержат в себе жизненно важные органы: головной мозг в черепе, сердце и легкие в грудной клетке, органы размножения в области таза. Это области, сохраняющие в себе остатки внутриутробной неподвижности, статичного функционирования.
Это удивительное функциональное разделение на уровне всей вертикали тела позволяет организму оставаться одновременно защищенным (устойчивым, статичным) с одной стороны и подвижным с другой. Более свободные и мобильные шейный и поясничный отделы компенсируют недостаток подвижности в гипомомильных кифотических областях. И наоборот, области кифозов обеспечивают поддержку и дают опору и силы для активного экстравертивного функционирования организма и продолжения рода.
Организм постоянно находит динамическое равновесие между этими двумя крайностями в нашей повседневной осанке или постуре.
Требования нашего образа жизни и особенности внутренней среды организма, эмоциональная сфера также включаются в систему общего постурального равновесия. Из-за этого одиночные остеопатические дисфункции позвонков чаще встречаются в лордозах, а групповые остеопатические дисфункции – в первичном кифозе грудного отдела.
Одна из важнейших функций позвоночника – устойчивость к осевой вертикальной нагрузке силы тяжести.
В физической модели устойчивость к разрушению колонны с изгибами пропорциональна квадрату числа изгибов плюс один. Или R=N?+1, где R – это сопротивляемость, N – количество изгибов. Если мы учитываем 3 изгиба нашего позвоночника, то по приведённой формуле его устойчивость будет в 10 раз больше, чем устойчивость такого же совершенно прямого столба.
РАВНОВЕСИЕ
У стоящего человека все три изгиба находятся в равновесии и принимают определенную форму. Если изменится форма одного изгиба, то это неизбежно приведет к изменению остальных изгибов.
На следующей схеме представлено это правило на примере изменения формы поясничного лордоза. И, как следствие этого, изменение формы остальных изгибов.
Первичное изменение каудально расположенного отдела и последующая подстройка к нему выше лежащих отделов является восходящим паттерном.
Рис. 2. Взаимосвязь изгибов позвоночника. Если пояснично-крестцовый угол увеличивается, то все три изгиба также будут углубляться. Эта адаптация остальных изгибов уравновесит и нейтрализует изменение пояснично-крестцового угла.
Если же первично изменяется вышележащий отдел (например, шейный лордоз), и к нему подстраиваются нижележащие отделы, то это является нисходящим паттерном, так как адаптация распространяются сверху вниз, то есть нисходит.
Это является одной из моделей постуральной адаптации.
Взаимную компенсацию изгибов позвоночника можно представить на следующей схеме. Изображены три изгиба позвоночника и проведена средняя линяя. Таким образом, получаем две небольшие вентральные дуги – шейный и поясничный лордозы, и одну большую дорсальную дугу позвоночника – грудной кифоз (рис А).
Если условно глубину вентрального лордоза (зоны А и С на рисунке) относительно средней линии мы примем за прибавление, а глубину противоположно направленного дорсального кифоза (зона B на рисунке) – за вычитание, то в сумме у нас получится золотой ноль. Если глубина одного из изгибов изменится, то это повлечет за собой разбалансировку общего равновесия. И организм будет искать новое равновесие, изменяя другие изгибы, чтобы в результате снова сумма изгибов «была равна нулю».
Рис. 3. Адаптация изгибов позвоночника
A – пространство между кривой и средней линией (A, B, C) показывает глубину изгиба позвоночника. В состоянии равновесия условная сумма всех изгибов равна нулю.
B – рисунок показывает взаимосвязь изгибов позвоночника. Увеличение одного из изгибов (увеличение площади A, B или С) будет приводить к адаптации остальных изгибов. Эта адаптация может происходить в том числе в виде компенсаторного углубления остальных изгибов. При этом высота позвоночного столба будет уменьшаться.
С – достижение равновесия и суммарного золотого «нуля» может происходить разными способами. При этом способе адаптации высота позвоночного столба будет увеличиваться.
Очевидно, что приведенная схема слишком простая. И редко встречаются пациенты одновременно без голов и ног. Приведенную выше кривую изгибов позвоночника можно расширить, добавив сверху «кифоз» затылочной кости и череп, а снизу – крестец, таз и ноги. Но принцип суммарного «нуля» всех изгибов останется при этом прежним. В дополнение можно расширить эту схему, добавив висцеральное влияние, так как у большинства людей имеются ещё и внутренние органы. Также стоит отметить, что во фронтальной плоскости принцип уравновешивания изгибов (фронтозов) будет прежним.
У меня лордоз искусственно создан и уже ни чего не сделать…