ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА
Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей ещё мере, чем они. Как совершилась эта перемена? Не знаю. Что может придать ей законность? Полагаю, что этот вопрос я
смогу разрешить.
Жан-Жак Руссо задал этот вопрос в самом начале своего трактата «Об общественном договоре» около двухсот лет назад. Пока ответ на этот вопрос не найден, от создания новых общественных договоров мало пользы. В течение многих лет в человеческом обществе действует нечто, что делает бессильной любую попытку разрешить эту великую загадку, хорошо известную всем лидерам человечества в последние несколько тысячелетий: человек рождается свободным, но проходит по жизни рабом. До сих пор никакого ответа не найдено.
Очевидно, в человеческом обществе есть нечто, препятствующее тому, чтобы задать
верный вопрос и получить верный ответ. Вся философия человечества опровергается кошмаром напрасных поисков. Это хорошо скрытое «нечто» действует, не позволяя поставить вопрос верно. Следовательно, это
нечто постоянно и успешно отвлекает внимание от трудно находимых подходов к тому, на что это внимание должно быть направлено. Способ, которым это хорошо скрытое нечто отвлекает внимание от самой главной загадки, это уклонение от живой Жизни. Это скрытое нечто — эмоциональная чума.
От верной формулировки загадки будет зависеть внимание, направленное надлежащим образом, а это, в свою очередь, даст возможность обнаружить верный ответ относительно того, как получается, что человек всегда рождается свободным и всё же оказывается рабом. Разумеется, общественный договор, честно предназначенный для того, чтобы
поддерживать жизнь в человеческом обществе, это важнейшая задача.
Но до сих пор ни один общественный договор не решил проблемы страданий человека. Общественный договор в лучшем случае не больше, чем паллиатив, поддерживающий жизнь, и потому он не может устранить
страдания человека.
Вот слагаемые великой загадки:
– Люди рождаются равными, но вырастают неравными;
– Человеком созданы великие учения, но каждое самое простое учение служит его угнетению.
– Человек – это «сын Божий», созданный по Его подобию; но человек грешен, он – жертва дьявола. Как могут существовать Дьявол и Грех, если только Бог – творец всего сущего?
– Человечество не смогло ответить на вопрос, как может существовать Зло, если совершенный Бог создал человека и мир и правит ими.
– Человечество не смогло создать нравственную жизнь, которая соответствовала бы её творцу.
– Человечество несёт урон от войн и убийств всяческого рода с начала письменной истории. Ни одна попытка справиться с этой чумой никогда не увенчивалась успехом.
– Человечество создало множество религий. И каждая на свой лад подавляет человека и несёт ему страдания.
– Человечество разработало множество философских систем, чтобы овладеть природой. Но природа, такая, какая она на самом деле, функциональная, а не механистическая, выскальзывает у него меж пальцев.
– Человечество стремится к любой надежде и знанию. Но после трёх тысячелетий поисков и тревог, разочарований, расправ с инакомыслящими, погони за мнимыми ошибками добилось немногим большего,
чем некоторое количество удобств для небольшой части человечества,
чем автомобили и аэропланы, холодильники и радио.
После тысячелетий попыток разрешить загадку природы человека человечество оказывается точно с тем же, с чем начало свой путь: с признанием собственного полного невежества. Мать всё так же беспомощна перед кошмарами, которые ночью мучают её ребёнка, да и врач всё так же беспомощен перед таким простым явлением, как насморк.
Общепризнано, что наука не открывает абсолютной истины. Механистическая вселенная Ньютона не соответствует подлинной вселенной, не механистической, а функциональной. «Правильные» круги
Коперниковой картины мира ошибочны. Эллиптических орбит планет
Кеплера не существует. Математика оказывается не тем, чем она, по
утверждениям, должна быть.
Космос не пуст, хотя никто никогда не видел атомов или зародышей амёб. Неправда, что химия может разрешить проблему живой материи, да и надежда на гормоны тоже не оправдалась. Подавленное подсознание, которое казалось последним словом в
психологии, превратилось в артефакт недолгого периода цивилизации
механико-мистического типа.
Разум и плоть, функционируя в одном и том же организме, всё ещё разделены в человеческом понимании. Совершенно точная физика не так уж точна, как и святые не так уж святы. Проблем не разрешит ни открытие новых звёзд и комет или галактик,
ни новые математические формулы. Философские рассуждения о значении Жизни бесполезны до тех пор, пока человек не знает, что такое Жизнь. И поскольку «Бог» есть Жизнь, что является очевидным, непосредственным знанием всех людей, польза от поисков Бога или от служения ему невелика, если человек не знает, чему служит.
Получается, что всё указывает на один факт: существует нечто, в основе и сути своей неправильное, во всей системе методики самопознания человека. Механико-рационалистическая точка зрения полностью провалилась. Локк, Юм, Кант, Гегель, Маркс, Спенсер, Шпенглер, Фрейд и все
остальные действительно были великими мыслителями, но каким-то образом мир всё же так и остался пустым, а все эти философские изыскания не затронули человечества. Скромность здесь тоже ни к чему не приводит. Это зачастую не более, чем уловка, чтобы скрыть свою попытку избежать основных проблем. Аристотель, царивший в философии в течение веков, оказался неправ, и мало к чему привела мудрость Платона и Сократа. Эпикур не добился успеха, как не добился и ни один святой.
После пагубного опыта последней мощной попытки человечества, предпринятой в России, попытки овладеть своей судьбой, велико искушение принять католическую точку зрения. Разрушительный результат
таких попыток оказывается слишком радикальным. Куда бы мы ни обратились, мы видим, как человек ходит по кругу, словно в ловушке, и напрасно и отчаянно ищет выхода.
Найти выход из ловушки возможно. Однако чтобы вырваться из тюрьмы, сначала следует признать, что ты в тюрьме. Ловушка – это эмоциональная структура человека, его структура характера. В разработке
философских систем относительно природы ловушки мало пользы, если на самом деле единственное, что нужно сделать, чтобы выбраться из ловушки, это узнать, какова она, и обнаружить выход.
Всё остальное совершенно бесполезно: распевать гимны о страданиях пребывания в ловушке, наподобие рабов-негров; или слагать поэмы о прелести свободы за пределами ловушки, о которых мечтаешь, сидя внутри ловушки; или обещать жизнь за пределами ловушки после смерти, как обещает католицизм своим приверженцам, или утверждать semperignorabimus, как поступают
отошедшие от дел философы; или строить философскую систему вокруг отчаяния, которым проникнута жизнь в ловушке, как Шопенгауэр, или мечтать о сверхчеловеке, который разительно отличался бы от человека в ловушке, как это делал Ницше, пока, оказавшись в сумасшедшем доме, не
написал наконец полную правду о себе, но слишком поздно…
Первое, что нужно сделать, это обнаружить выход из ловушки. Природа ловушки не представляет интереса, кроме как в единственном пункт: Где выход из ловушки? Можно украшать ловушку, чтобы жизнь в ней стала удобнее. Этим занимались все: Микеланджело, Шекспиры и Гёте. Можно делать паллиативные открытия, чтобы обеспечить долгую жизнь в ловушке. Этим занимались Мейеры, Пастеры и Флеминги. Можно достичь большого искусства в лечении переломанных при падении в ловушку костей.
Основной пункт остаётся всё тем же: найти выход из ловушки. Выход остаётся не найденным. В этом величайшая загадка. Самое смешное и в то же время трагичное – это то, что: выход ясно виден всем, попавшим в ловушку. Но, кажется, никто не замечает его. Все знают, где выход. Но никто не совершает и движения по направлению к нему. Более того: если кто-то движется к выходу или кто-то указывает на него, из тотчас же провозглашают безумными, или преступниками, или грешниками, которым уготован ад.
Оказывается, дело не в ловушке и даже не в том, чтобы найти выход из неё. Дело в тех, кто находится в ловушке. Это, если смотреть, находясь за пределами ловушки, кажется простому уму непостижимым.
Даже в какой-то степени безумным. Почему они не видят ясно видимого выхода и не движутся к нему? Оказавшись поблизости от выхода, они начинают стенать и бегут от него прочь. Как только кто-то попытается
выйти, его убивают. Очень немногим удаётся выскользнуть из ловушки под покровом ночи, пока все спят.
За пределами ловушки, совсем рядом, существует живая Жизнь – во всём, что видит глаз, слышит ухо и обоняет нос. Для жертв внутри ловушки это вечные страдания, муки, подобные танталовым. Видеть Жизнь, чувствовать, обонять, вечно жаждать её и никогда, никогда не суметь покинуть ловушку. Выйти из ловушки просто становится невозможно. Это может случиться только в мечтах, в стихах, в великой музыке и живописи, но сам ты выбраться из ловушки не можешь. Ключи от выхода намертво спрятаны в твоей собственной «броне» характера и в
механической застылости тела и души.