ЧУВСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ
Чувственные данные — это предположительно зависимые от сознания объекты, которые мы непосредственно осознаем в процессе восприятия и которые обладают именно теми свойствами, которые кажутся им присущими. Например, сторонники теории чувственных данных утверждают, что, рассматривая помидор в нормальных условиях, человек формирует в сознании образ этого помидора. Этот ментальный образ красный и круглый. Ментальный образ — это пример «чувственного данного».
Многие философы отвергают понятие чувственных данных либо потому, что убеждены, что восприятие дает нам непосредственное осознание физических явлений, а не просто их ментальные образы, либо потому, что они убеждены, что сознательные феномены, включенные в процесс восприятия, не обладают теми свойствами, которые нам кажутся им присущими (например, у меня может быть зрительный опыт, представляющий красный круглый помидор, но сам мой опыт не является красным или круглым).
Защитники теории чувственных данных утверждают, среди прочего, что чувственные данные необходимы для объяснения таких явлений, как изменения перспективы, иллюзии и галлюцинации. Критики теории чувственных данных оспаривали присущий данной теории дуализм тела-сознания, [критиковали] проблемы, которые она ставит перед нашим знанием внешнего мира, [подчеркивали] трудности, которая та испытывает при локализации чувственных данных в физическом пространстве, и [критиковали] присущую ей веру в существование объектов с неопределенными свойствами. Что такое чувственные данные?
Стандартная концепция Согласно наиболее распространенной концепции, чувственные данные (в единственном числе «чувственное данное») имеют три определяющие характеристики: Чувственные данные — это такие сущности, которые мы непосредственно осознаем в восприятии, Чувственные данные зависят от сознания, и Чувственные данные обладают свойствами, которые даются нам в восприятии. Каждое из этих условий требует уточнения. Во-первых, условие : все в философии восприятия согласны с тем, что восприятие позволяет нам осознавать нечто.
Большинство полагает, что существует различие между сущностями, которые восприятие позволяет нам осознавать прямо, и сущностями, которые оно позволяет нам осознавать косвенно, где косвенное осознание чего-то означает, грубо говоря, осознавать нечто так, что осознание этого нечто зависит от чего-то другого. Существует по меньшей мере два способа дальнейшего объяснения этого понятия. Первый, принятый Джексоном, состоит в том, чтобы сказать, что мы воспринимаем что-то косвенно, если воспринимаем это благодаря восприятию чего-то другого.
Например, рассмотрим мое восприятие стола, который находится передо мной. Я не воспринимаю весь стол целиком. Я могу видеть только его внешнюю поверхность, да и то лишь обращенную ко мне часть этой поверхности. Но мы все равно говорим, что я вижу стол. Я считаю, что вижу стол, поскольку вижу нечто другое, а именно обращенную ко мне поверхность стола. Поэтому Джексон сказал бы, что я вижу стол косвенно. Чувственные данные, с этой точки зрения, суть сущности, которые человек может воспринимать не благодаря восприятию чего-либо другого.
Другой способ различения прямого и косвенного осознания состоит в том, чтобы, грубо говоря, сказать, что человек косвенно осознает х, когда его осознание х вызвано осознанием чего-то другого. Например, мне может захотеться определить температуру воды в кастрюле косвенно, с помощью термометра, а не совать руку в воду. В таком случае я бы сначала осознал показания термометра, что вызвало бы во мне осознание температуры воды.
Таким образом, моя осведомленность о температуре воды была бы косвенной. С этой точки зрения чувственные данные — это сущности, осознание которых не зависит казуально от какого-либо другого осознания. Во-вторых, условие: теоретики чувственных данных полагают, что сущности, которые мы прямо осознаем в восприятии, зависят от сознания воспринимающего — они не могут существовать вне восприятия. Такие сущности также иногда называют «ментальными образами», «идеями», «впечатлениями», «представлениями» или «перцептами».
В-третьих, условие: «свойства, дающиеся нам в восприятии» отсылает к тем качествам, которые, как нам кажется, имеются у окружающих нас предметов. Например, если я воспринимаю помидор, и он кажется мне красным и круглым, то краснота и округлость суть свойства, которые даются (appear) мне в восприятии. По мнению сторонников теории чувственных данных, в таком случае имеется сущность, которую я непосредственно осознаю, которая является одновременно красной и круглой и существование которой зависит от моего сознания. Условие остается верным, даже если я подвержен иллюзии восприятия или галлюцинации.
Таким образом, если помидор в действительности зеленый, но из-за какой-то цветовой иллюзии он кажется мне красным, то мое чувственное данное красное, а не зеленое. Кроме того, если в реальности помидора не существует, но у меня галлюцинация и я вижу помидор, тогда у меня будет «помидорное» чувственное данное.
Сторонники чувственных данных убеждены, что чувственные данные имеют место всякий раз, когда человек воспринимает что-либо с помощью любого из чувств, а также когда у человека имеется качественно подобный восприятию опыт, например галлюцинация. При такой интерпретации теория чувственных данных противопоставляется двум конкурирующим школам в философии восприятия. Во-первых, прямому (наивному) реализму, утверждающему, что в восприятии мы непосредственно осознаем физические феномены и только физические феномены — например, стол или часть поверхности стола.
Сторонники прямого реализма, таким образом, отрицают существование чего-либо, удовлетворяющего обоим вышеприведенным условиям (1) и (2), и поэтому отрицают существование чувственных данных. Сам прямой реализм имеет по меньшей мере две разновидности: дизъюнктивизм (McDowell 1994; Dancy 1995) и интенционализм (Armstrong 1961; Searle 1983; Huemer 2001). Во-вторых, [теория чувственных данных противопоставляется] адвербиальной теории, которая в одной из версий утверждает, что в процессе восприятия мы непосредственно осознаем ментальное состояние или событие определенного рода, но что это ментальное состояние на самом деле не обладает теми свойствами, которые нам явлены.
Адвербиалисты, как известно, описывают это психическое состояние такими терминами, как «бытие, явленное красно» (being appeared to redly). Когда человек находится в ментальном состоянии бытия, явленного красно, говорят адвербиалисты, из этого не следует, что нечто действительно является красным. Таким образом, адвербиалисты отрицают существование чего-либо, удовлетворяющего всем условиям (1), (2) и (3), и поэтому отрицают существование чувственных данных. Те, кто принимают чувственные данные, верят, что чувственные данные имеют место всякий раз, когда человек воспринимает что-либо с помощью любого из чувств, а также когда человек имеет опыт, качественно подобный восприятию, например галлюцинацию.
Вариации Термин «чувственные данные» не всегда использовался в вышеописанном смысле. Действительно, когда этот термин был впервые введен такими философами начала XX века, как Г. Х. Прайс, Дж. Э. Мур и Бертран Рассел, его использовали лишь для обозначения того, что мы непосредственно осознаем в процессе восприятия. Предполагалось, что значение этого термина останется нейтральным с точки зрения прямых и косвенных реалистических теорий восприятия, так что нельзя было предполагать, что чувственные данные по определению должны быть зависимы от сознания или что они должны быть независимы от сознания.
Таким образом, Дж. Э. Мур безрезультатно спорил сам с собой о том, являются ли обыкновенно «чувственные данные» частями поверхностей физических объектов или нет. Брод (Broad 1925) считал, что чувственные данные не являются ни ментальными, ни физическими. А совсем недавно Бермудес (Bermúdez 2000) отстаивал то, что он называет теорией чувственных данных, согласно которой поверхности визуально воспринимаемых физических объектов являются «чувственными данными».
Однако использующие понятие «чувственных данных» так часто приходили к выводу, что непосредственно осознаваемое нами в восприятии на самом деле зависит от сознания, что теперь часто считается, что данный термин заключает в себе предположение о зависимости от сознания. Теоретики чувственных данных также расходились во мнениях относительно того, как именно следует описывать отношение сознания к его чувственным данным.
Большинство из них утверждало, что мы воспринимаем чувственные данные или, в случае визуальных чувственных данных, что мы буквально видим их (Jackson 1977; Ayer 1958; O’Shaughnessy 2003). Другие утверждают лишь, что мы осознаем, знакомы с или просто ощущаем чувственные данные (Robinson 1994; Price 1950: 3-4), возможно, полагая, что термины «воспринимать», «видеть» и тому подобное должны быть зарезервированы для нашего отношения к физическим объектам, которые являются причиной чувственных данных.
Майкл Хьюмэ — Чувственные данные