Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
22 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

БУДАПЕШТСКАЯ ШКОЛА ПСИХОАНАЛИЗА К основоположникам психоанализа, несомненно, принадлежит Шандор Ференци, известный, прежде всего, своими…

БУДАПЕШТСКАЯ ШКОЛА ПСИХОАНАЛИЗА

К основоположникам психоанализа, несомненно, принадлежит Шандор Ференци, известный, прежде всего, своими работами по теории и технике психоанализа, в которых акцент сделан на теорию травмы. В то время как Фрейд, поддерживаемый большинством своих приверженцев, рассматривал теорию влечений, бессознательные желания и фантазии ребенка, в которых участвуют родители и другие значимые лица, как источник расстройств человеческой психики, Ференци никогда не упускал из виду, что выпадает на долю ребенка, оказавшегося жертвой своих родителей.

Говоря о сексуальной травме, Ференци вводит понятие смешения языков. Идея смешение языков предполагает, что сексуальное насилие над ребенком происходит в результате разных точек зрения ребенка и взрослого. Ребенок в попытке наивной игры начинает играть роль супруги родителя. Взрослый же интерпретирует эту невинную игру в соответствии со своим взрослым «языком страсти», выстраивая с ним отношения именно как со взрослым любовником.

Например, так может играть отец со своей дочкой. Во время их общей игры она предлагает ему роль своего мужа и хочет, чтобы он спал с ней так же, как он спит с ее матерью. Патологический отец неверно истолковывает это детское предложение и неуместно трогает свою дочь, пока они вместе лежат в постели.

Наиболее правильной была бы реакция ребёнка на такое насилие в виде противодействия, ненависти и энергичного отказа. Но, дети, подвергающиеся насилию, как правило, парализованы сильнейшим страхом, ощущают себя физически и нравственно беспомощными, поскольку «превосходящая сила и авторитет взрослого делает их немыми». А их личность – ещё недостаточно окрепла, чтобы они были в состоянии возражать взрослому – не только немедленной реакцией, но, даже, – в мыслях.

Именно эта незрелость психики ребёнка приводит к его реагированию на психическую травму не защитой, а погружением в травматический транс. И, в результате, по мнению Ференци, ребёнок, наоборот, привязывается к взрослому тремя способами: вследствие «страстной любви»; «страстного наказания» или по механизму «терроризма страдания».

Все эти способы приводят к фиксации ребенка на сексуальной травме и оставляют след на его характере. А сами подобные отношения проецируются на отношения во взрослом возрасте. Однако все тоже самое касается не только сексуальной травмы. Ференци обобщил идею травмы до трех типов: эмоционального пренебрежения, физического жестокого обращения и эмпатической неудачи, когда родители неспособны понять чувства ребенка. Именно такие переживания в детстве являются причиной невротических, характерных, пограничных и психотических расстройств.

Важно здесь и то, что Ференци говорил не просто каких-то разовых травм в жизни ребенка, а о том, что чаще всего травматизация носит хронический характер. Таким образом речь скорее уже шла не о травме, а о нарушенных отношениях.

Согласно Ференци если пациент чувствует себя обиженным, разочарованным, предоставленным самому себе, то как брошенный ребенок, он начинает играть сам с собой. Ференци утверждал, что покинутость приводит к расщеплению личности. Часть личности исполняет роль матери или отца в игре с другой частью, как бы снимая состояние брошенности. Примечательно, что в этой игре участвуют не только отдельные части тела (нога, пальцы, рука, гениталии, нос и т.д.), но перипетии личной трагедии затрагивают сферу психики, что мы наблюдаем в нарциссическом расщеплении.

Похоже, что под воздействием непосредственной опасности (не исключено — в самом раннем детстве) часть нашего Я отщепляется в виде самовосприимчивой и самовспомогающей инстанции.
Коллегам хорошо известно, что у детей, страдающих нравственно и физически, рано появляются черты взросления и умственного развития. Они склонны ободрять других, готовы оказать помощь.

Одним из первооткрывателей современной теории объектных отношений был Микаэл Балинт. Многочисленные направления современной теории объектных отношений так или иначе опираются на его работы. В противовес фрейдовским теоретическим концепциям психического развития, опирающимся на влечения и структуру психики, Балинт создает альтернативную модель, ориентирующуюся на объектные отношения. В его концепции прегенитального развития фрейдовская теория первичного, безобъектного нарциссизма замещается концепцией «первичной любви» или «первичных объектных отношений».

Балинт разработал свою собственную теорию формирования характера (окнофилия и филобатизм). Критикуя созданные Фрейдом концепции развития влечений и стадий развития за то, что они построены на артефактах ошибочных стилей воспитания, он стал предшественником теории психологии самости; имеется в виду его концепция «базисного дефекта», психических дефицитарных заболеваний самости, возникающих очень рано из-за неправильного отношения окружающих людей.

Как и в психологии самости, речь здесь идет о базисном дефекте, точнее, недостатке в отношениях со значимыми лицами, несущими ответственность за ребенка. Неизбежным следствием такого недостатка оказывается возникновение у ребенка особого расстройства, которое из-за его раннего появления названо Балинтом базисным дефектом; упрощая, психотерапевты часто говорят о «раннем расстройстве», подразумевая под этим, что из-за отсутствия соответствующего возрасту ребенка внимания родителей у ребенка возникают структурные дефициты; это создает особые проблемы при психоаналитическом лечении, ограничивая возможность анализа и заставляя психоаналитиков прибегать к различным модификациям традиционной техники.

#ЭнциклопедияГлубиннойПсихологии




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика