Принципы составления программ реабилитации
Научно доказано, что при правильно разработанной программе реабилитации к активной жизни можно возвратить до 50% тяжелобольных. При составлении реабилитационных программ необходим строго индивидуальный подход к каждому конкретному больному. Программа должна быть составлена с учетом мероприятий, направленных на практическое осуществление всех аспектов восстановительного лечения — медицинского, физического, психического, профессионального, социального. Доля каждого аспекта неодинакова на различных этапах реабилитации. Медицинский аспект включает в себя вопросы преемственного продолжения патогенетической терапии.
Программа реабилитации должна быть составлена с учетом комплексной оценки состояния больного, позволяющей судить об эффективности восстановительного лечения. Комплексная оценка предполагает изучение клинико-анамнестических и инструментальных данных. Для этого необходимо взаимопонимание, партнерство медицинского персонала и пациента.
Комплексная оценка состояния больного поможет определить его реабилитационный потенциал, выяснить характер и степень нарушения функции поврежденного органа или системы, определить возможность полного или частичного морфологического и функционального их восстановления. На основании этих данных можно составить дальнейший прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма пациента при данном заболевании, оценить физическую работоспособность организма и определить переносимость различных по характеру, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе реабилитации.
Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность программы с последующей ее коррекцией. Нужно помнить о разносторонности реабилитационных воздействий и комплексности лечебно-восстановительных мероприятий.
При составлении программы необходимо соблюдать ступенчатость проводимых воздействий: восстановительные мероприятия назначаются поэтапно, с учетом динамики функционального состояния больного.
После выполнения реабилитационной программы необходимо оценить степень восстановления функционального состояния пациента: произошло ли полное или частичное восстановление, или произошла компенсация и замещение функций; адаптировался ли пациент к повседневной и профессиональной жизни, или необходима переподготовка, и т.д.
Анализ результатов реабилитационных мероприятий позволяет подобрать наиболее эффективный и адекватный комплекс реабилитационных средств.
«Программа должна быть составлена с учетом мероприятий, направленных на практическое осуществление всех аспектов восстановительного лечения — медицинского, физического, психического, профессионального, социального.» — как всегда…. ПЕДАГОГИКА, как способ передачи информации, обучения двигательным действиям ПАЦИЕНТА вообще не упоминается. Поэтому — вряд ли что-то получится ВООБЩЕ, так как пациента надо НАУЧИТЬ жить по новому… С его новыми реалиями…. Считаю педагогическое обучение важной частью программы реабилитации. Но медицина упорно не хочет обучать…. А хочет лечить…. Быть незаменимой… И не давать ПРАВО каждого на самостоятельное лечение….В том числе и с помощью ДВИЖЕНИЙ. В рамках курса не ЛФК (это уже медицина приписала к себе), а с помощью иного курса.
Вот простой вопрос по технике безопасности. Как будет вставать с мяча данный пациент ??? По весу он явно превосходит ту женщину, которая стоит рядом… Это раз. Колени у него достаточно согнуты и выпрямить их на мяче непросто. Сами то попробуйте… Просто подспустите мячик до некоторого уровня, так сядьте на него и встаньте — ПОЛУЧИТСЯ — пожалуйста напишите. Всякие там варианты раскачки не получится. Опасно. Это всё-равно, что вас на жиме лёжа страхует некто, вес кого ниже веса штанги, с которой вы работаете. Понятно, что одно дело снять чуть веса с вашего снаряда, а другое дело — у вас полный отказ и вам надо поднять штангу и положить её на страховочные упоры….
Есть ли программы реабилитации при грыжах позвоночника? как альтернатива операции? можно ли доверять дистанционным реабилитологам?