Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
20 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПОДХОДА ОТТО РАНКА Ранк отличается от Фрейда тем, что отводит центральную роль…

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПОДХОДА ОТТО РАНКА

Ранк отличается от Фрейда тем, что отводит центральную роль в развитии личности родовой травме. Он рассматривает рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях. Этот шок создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются на протяжении всей жизни. Причина любых неврозов состоит в сильной тревоге при рождении, поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги — не просто как модели, а в качестве первоисточника. Отделение от матери представляет первичную травму, и последующие отделения любого рода приобретают травматическое качество.

Ранк сформулировал положение, которое гласило, что каждый этап индивидуального развития сопровождается актуализацией травмы рождения, чему сопутствует субъективное чувство одиночества, но появляется возможность установления качественно новых отношений с жизнью.

💬 Первичная тревога

Концепция Ранка была такова: тревога, которая возникает в результате первого «отчуждения» ребенка от матери, возникает всякий раз, когда возникает хотя бы ощущение угрозы потери материнской помощи, что подтверждается многократным проявлением детских слез при попытке оставить ребенка одного или же паническим страхом при потере в толпе материнской руки.

Таким образом, Ранк сделал «доэдипову мать» центром всей своей концепции, заявив, что изначально тревога возникает как результат травмы рождения, повторное переживание травмы рождения возникает как проявление терапии и может являться самостоятельным лечебным фактором. Впоследствии Ранк ввел в психоанализ термин «оберегающая мать».

Первичная тревога младенца позже проявляется в жизни человека в двух формах: как страх жизни и страх смерти. Эти два термина, которые на первый взгляд кажутся достаточно расплывчатыми, имеют отношение к двум аспектам индивидуации, сопровождающим все бесконечное разнообразие человеческих переживаний. Страх жизни есть тревога перед любой новой возможностью, которая предполагает автономное действие. Это «страх перед необходимостью жить независимо от других». Такая тревога, продолжает Ранк, появляется в тот момент, когда человек ощущает присутствие в себе творческих способностей.

Актуализация этих способностей повлечет за собой установление нового порядка вещей — в результате может возникнуть не только произведение искусства (если, например, речь идет о художнике), но и новый порядок взаимоотношений с другими людьми или новые формы интеграции Я. Таким образом, творческие возможности несут в себе угрозу отделения от прошлых взаимоотношений. Не случайно такую теорию, связывающую тревогу и творчество, создал именно Ранк, который, быть может, лучше других исследователей глубинной психологии понимал психологию искусства. Подобную концепцию мы уже встречали у Кьеркегора, а в своей классической форме она выражена в мифе о Прометее.

Страх смерти, как его понимал Ранк, представляет собой нечто противоположное. Страх жизни есть тревога при «движении вперед», к своей неповторимости, а страх смерти — тревога при «движении вспять», тревога потери своей личности. Эта тревога возникает у человека тогда, когда его поглощает целое или, если говорить психологическим языком, когда он застыл в ситуации зависимых симбиотических отношений.

Ранк считал, что каждый человек ощущает две эти противоположные формы тревоги: «Между двумя этими страхами, между двумя полюсами страха человек мечется всю свою жизнь. Вот почему невозможно отыскать один конкретный источник страха и невозможно преодолеть страх с помощью терапии

💬 Воля

В теории характера Ранка стержневое место занимает концепция «воли». Воля рассматривается как «основное позитивное начало, осуществляющее организацию и интеграцию «я» (самости), что позволяет созидательно использовать, тормозить и контролировать инстинктивные влечения». Первоначально волевой процесс формируется в качестве «внутренней оппозиционной силы, направленной против принуждения». Принуждение может быть обусловлено внешними факторами, такими, как требования родителей, или внутренним давлением сексуальных влечений.

Неизбежные препятствия и ограничения вызывают у ребенка сопротивление и тренируют «контр-волю». Вторая ступень в развитии воли связана со стремлением получения вещей, имеющихся у других. Речь идет не о зависти, а скорее о соизмерении собственной воли с волей группы. Третья ступень преодолевается, когда человек перестает мерить себя общими мерками и становится по-настоящему ответственным за свои волевые проявления. Запреты в детстве приводят к недоверию собственной воле как злу. Взрослые поэтому обладают волей, содержание которой отчасти благонамеренное или одобренное родителями и обществом, отчасти — неблагонамеренное или неодобренное. Сопротивление авторитетам, представляющее дурной аспект, является контр-волей.

Кроме воли, личность характеризуется влечениями и эмоциями. Влечениям необходимо немедленное удовлетворение путем моторной разрядки. В случаях блокирования возникают эмоции. Воля в отличие от эмоций «представляет собой мотивирующее начало, находящееся в активном услужении у эго, и не блокируется». Эго в известном смысле является автономным представителем воли.

💬 Отделение

Ранк подчеркивает в развитии человека важность «отделения». Первичная травма физического отделения от матери при рождении сопровождается различными формами психологической зависимости и утратой чувства «целостности». В целях достижения независимости, чтобы сделать свое эго «реальным», индивид должен инициировать отделение как выражение его собственной воли вопреки пассивному и травматичному опыту, соответствующему воле других.

В генезисе освобождения имеется три стадии: на первой стадии человек сам желает того, к чему прежде был принужден внешними или внутренними требованиями; на второй — проявляется внутренний конфликт между волей и контр-волей, в процессе которого у человека формируются идеалы и стандарты, отличающиеся от социально санкционированных; третья стадия характеризуется целостным гармоничным решением, воплощающимся в высшем творчестве. Трем стадиям соответствуют три характерологических типа.

Джералд Блюм — Психоаналитические теории личности

#ЭнциклопедияГлубиннойПсихологии




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика