Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
20 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

Особенности психоаналитической работы с личностью с шизоидными тенденциями В своей практике Винникотт, часто сталкивался…

Особенности психоаналитической работы с личностью с шизоидными тенденциями

В своей практике Винникотт, часто сталкивался с шизоидным характером. В своих работах он подчеркивал важность поддерживающего окружения, которое психоаналитику необходимо создать. Психоаналитик не должен вторгаться в хрупкий внутренний мир шизоида. Согласно Винникотту вместо этого психоаналитику необходимо поощрять истинную витальную самость шизоида, вместо попыток следовать его защитным механизмам . До тех пор, пока нарциссизм психоаналитика не выражает себя в необходимости забрасывать анализанда интерпретациями, классическая аналитическая практика даёт шизоидной личности пространство чувствовать и говорить в темпе, который он может выдержать.

Одна из причин того, что раскрытие личного опыта терапевта катализирует терапию с шизоидным анализандом в том, что даже больше чем другие люди, такие анализанды нуждаются в том, чтобы их субъективный опыт был узнан и принят. Принятие их сложных чувств и особенностей является хорошим успокаивающим для них, а интерпретация, какая бы аккуратная она ни была, может не привести к идеи о том, что проинтерпретированный материал — нечто важное и позитивное.

Помощь вызывающего доверие и безопасного окружения естественно необходима для любого психоанализа, но в случае взаимодействия с шизоидной личностью его значимость резко возрастает. По большому счету именно страх близости, открытости, искренности сковывает личность с шизоидными тенденциями. Поэтому главное, чтобы терапевтическая среда была безопасной, целостной и человечной, именно, тогда такой человек сможет без сильной фрустрации говорить о своих чувствах и желаниях.

Можно вспомнить о трех принципах укрепления терапевтических отношений, предложенных Карлом Роджерсом. А именно: соответствующая эмпатия, безусловно позитивный подход и цельность. Первая цель в работе с таким клиентом — отстроить заново его доверие — к собственной самости, к другим значимым людям, в целом к обществу и к самому процессу жизни. Другие задачи становятся возможными только тогда, когда будет создана такая терапевтическая среда.

Как только образуются терапевтические отношения, за ними могут последовать дополнительные эмоциональные сложности. По опыту Мак-Вильямс, субъективная хрупкость шизоидных личностей отражается в чувстве слабости и беспомощности аналитика. Образы и фантазии деструктивного, пожирающего внешнего мира захватывают обоих участников терапевтического процесса. Появляются также противоположные образы всемогущества и разделенного превосходства («Мы вдвоем образуем Вселенную»).

Накопленные восприятия пациента как исключительного, уникального, непонятого гения или недостижимого мудреца могут присутствовать во внутреннем ответе терапевта, возможно, параллельно с отношением сверхвовлеченного родителя, воображающего собственное величие при помощи своего особенного ребенка.

Мак-Вильямс также говорит о том, что на ранних фазах терапии следует избегать интерпретаций, т.к. пациент испытывает страх подвергнуться вторжению. Комментарии и случайные реакции могут быть благодарно приняты, но попытки добиться от шизоидного пациента больше того, что он выражает, приведут его в замешательство, вызовут противодействие и усилят тенденцию к уходу.

Люди с шизоидной организацией личности сохраняют чувство безопасности и избегают интимности с другими, боясь оказаться поглощенными ими и спасаясь во внутреннем мире фантазий. Имея конфликт, касающийся близости-дистанции, шизоидные люди выбирают второе, несмотря на свое одиночество, так как близость для них ассоциирована со вредным влиянием на собственную самость.

Трудно перенося одиночество, они всё же не хотят чувствовать себя отчужденными от мира, поэтому важно помочь им остро ощущать чувство единство с реальностью. Сначала, это единство со своим телом и физическим миром, затем природой, ну а после с людьми.

Необходимо научиться усиливать свое чувство соотнесенности с реальностью, с которой имеет дело — относительно еды, работы, природы, дома и т.п. Это чувство затем должно быть перенесено на мир людей — на терапевта, на близких, любимых людей, коллег по работе и друзей.

Центральным пунктом этого усилившегося сенсорного контакта клиента со средой, требующим особого укрепления, является чувство стабильности, «укорененности» в мире. Оно означает специфическое чувственное переживание человеком опоры ног о землю — «заземленности» и чувство, что человек этот сможет удержать свою позицию даже в такой ситуации, когда это может означать для него угрозу.

Джонсон и Лоуэн в своих работах говорят о важности «заземления» людей с шизоидными тенденциями. Витание в облаках и фантазиях может ослабнуть только за счёт обострения внимания «ко всему земному».

Разочарование и неудача провоцируют появление нерешенной проблемы и может привести к защитной изоляции, ретрофиксированному гневу и ярости, защите негативного ощущения себя, самонападению и стыду. Требуется много терпения и много времени, чтобы решить эти проблемы.

Согласно Гэри Йонтефу центральная задача психоанализа — увеличить толерантность человека с шизоидными тенденциями к собственным чувствам и их экспрессии. Анализанд может осознать, что ни страх, ни злость не приводят к дезинтеграции. Его можно попросить установить и поддерживать контакт с аналитиком и таким образом укрепить его убеждение, что он может выражать свои чувства, идентифицируемые с негативной стороной своей личности, и не терять ни себя, ни поддержку со стороны других людей.

Психоаналитик стремится к тому, чтобы шизоидная личность ощутила на физическом и эмоциональном уровне ту действительность, которую можно выразить в простых и позитивных декларациях: «Мне здесь рады. Я принадлежу к этому месту. Я могу доверять жизни. Я могу доверять собственным чувствам. Я член сообщества. Я способен любить и быть любимым. Я могу позаботиться о себе. Я могу радоваться движению в моем теле. Я могу бегать, прыгать, кричать, выражать себя. Я в безопасности. Меня любят. Я могу расслабиться».

Более подробно обо всём я расскажу на вебинаре «Особенности психоанализа личности с шизоидными тенденциями», который состоится 26 февраля в 15.00 по МСК: https://vk.com/wall-425148_8183




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика