ПРОЕКЦИЯ ПО ЮНГУ
Юнговский подход к проекции зиждется на психоаналитической основе. Проекция рассматривается как нормальная или патологическая, а также в качестве защиты от беспокойства, тревоги. Неприятные эмоции и
неприемлемые составляющие личности могут располагаться в
каком-нибудь человеке или объекте, внешнем по отношению к субъекту.
Неясное сомнительное содержание оказывается под контролем, а сам индивид чувствует (временное) облегчение и пребывает в состоянии благополучия. Возможно и другое: те аспекты личности, которые ощущаются и воспринимаются как хорошие, ценные, значимые, могут оказаться спроецированными с тем, чтобы защитить их от разрушения всей остальной личностью, которая воображается как дурная и пагубная.
На языке обыденного опыта, человек чувствует что-то относительно другого человека (или группы, или общества), что рассматривается им как соответствующее, подходящее ему самому; разумеется, позже он может осознать, что это не так. Непредвзятый наблюдатель, аналитик, возможно, может обнаружить это значительно раньше. Обычно результат проекции, выходящий за рамки оптимального уровня, выражается в истощении, в оскудении личностного начала. Уровни проекции, считающиеся нормальными в детстве,оказываются патологическими во взрослом состоянии.
В аналитической психологии внимание также уделяется проекции как средству, с помощью которого содержания внутреннего мира становятся доступными эго-сознанию. Предполагается, что любое столкновение между эго и этими бессознательными содержаниями является весьма важным. Внешний мир людей и вещей служит внутреннему миру, обеспечивая его сырьевым материалом, активизируемым путем. Это становится более ясным, когда проецируемое представляет также и часть психики. Анима и анимус как проекции «переносятся» реальными мужчинами и женщинами; без переносчика встречи не происходят. Точно так же в проекции мы сталкиваемся с тенью. По определению, тень является хранилищем всего
того, что отвергнуто сознанием. А это готовая проекция.
Чтобы получить что-либо ценное, необходимы некоторая реинтеграция или сосредоточенность, некое раздумье о проектируемом. Юнг предложил — для удобства усвоения — разделить этот процесс на пять этапов или фаз:
1. Человек убежден, что то, что он видит в другом, и есть тот самый «случай».
2. Из различения между другим, каким он или она «в действительности» являются, и спроецированным образом «на ум» приходит постепенное узнавание. Проблескам или первым росткам такого узнавания могут способствовать сновидения или, в равной степени, события.
3. Из этого несоответствия делается своего рода суждение или умозаключение.
4. Достигается результирующее решение, что все, что содержалось в чувстве, было ошибочным или иллюзорным (Юнг утверждал, что все это было известно до психоанализа).
5. Предпринимается сознательный поиск источников и
происхождения данной проекции. Это включает как коллективные, так и личностные детерминанты проекции.
Юнг отмечал: роль проекции в эмпатии, хотя роль интроекции ценил выше. Проекция позволяет ввести объект в орбиту субъекта но именно интроекция объекта будет способствовать эмпатическому реагированию. Напрашивается современная параллель с определением эмпатии как «замещающей, компенсаторной интроспекции» Кохута. В его теории проекция и интроекция более или менее уравновешены. Подобный спор возникает и в связи с настойчивостью Юнга по вопросу о том, что одна из функций проекции — осуществление разделения субъекта и объекта. М. Кляйн делает акцент на защитном контроле объекта путем проективной идентификации, что подчеркивает исключение какого-либо возможного разделения.
Эндрю Самуэлс — Критический словарь аналитической психологии К. Юнга