Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
23 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

О пациентах грамотных и неграмотных Для некоторых врачей неграмотный пациент — это золотая находка:…

О пациентах грамотных и неграмотных
Для некоторых врачей неграмотный пациент — это золотая находка:
«С ним можно делать все, что угодно: назначать много анализов, обследований, проводить операции, ничего толком не объясняя, главное делать это с умным видом и приговаривать “я знаю, что делаю, я же врач”.

В данном посте приведены мнения врачей разных специальностей — на тему того, что пациент должен быть грамотным.
В нашем паблике «Доказательная медицина» неоднократно цитировались слова «дедушки российского докмеда», пропагандиста доказательной медицины Никиты Жукова:
«Я говорю: пациент в России должен быть грамотным. Вы можете любой вопрос задать врачу, но вы должны понимать, что с вашим телом происходит, где у вас почки, печень и др. органы, и знать какие лекарства не имеют доказанной эффективности. Хотя бы для того, чтобы не быть обманутым» (https://vk.cc/9Dhzkm ).

Совсем недавно на эту тему высказались врачи-стоматологи, придерживающиеся парадигмы доказательной стоматологии:
» Пациенты должны знать элементарные сведения по анатомии зубов и полости рта, и знать, какие проблемы могут быть со здоровьем в полости рта. Благо — что сейчас благодаря интернету есть доступ к этой информации. Вы должны знать, каковы показания к удалению зубов и установке имплантов, и знать чем глубокий кариес отличается от хронического пульпита (воспаления мягкой ткани, находящейся внутри зуба — содержащей нервные окончания и сосуды). И если при глубоком кариесе врач планирует провести вам девитализацию зуба (превращение живого зуба в «мёртвый» зуб), несмотря на то что у вас нет жалоб, характерных для пульпита — вы имеете право спросить
специалиста, почему он решил провести более дорогостоящее лечение вместо обычного лечения кариеса с постановкой пломбы.
Вы должны иметь представление о том, какие используемые в отечественной стоматологии лекарства и лечебные методы не имеют доказанной эффективности» ( https://vk.cc/clTg6R ).

И нужно добавить что необходимо не только (как говорит Никита Жуков) знать «что с вашим телом происходит» и знать какие лекарства
не имеют доказанной эффективности, но и знать какие методы используют для диагностики различных заболеваний. Об этом, в частности, пишет врач-терапевт Антон Родионов в своей книге «Расшифровка анализов: как поставить диагноз своими силами».
Об этом в своих выступлениях говорит врач и просветитель Алексей Водовозов, который много рассказывает о методах псевдодиагностики, которые используют шарлатаны (в т.ч. и шарлатаны имеющие врачебные дипломы).
Нужно также добавить, что пациент не только в России должен быть грамотным — чтобы не быть обманутым. Британский специалист в области организации здравоохранения, Хусейн Начи считает: пациенты должны хорошо разбираться в вопросах, насколько реальна эффективность тех или иных лекарств и лечебных методов в онкологии ( см. статью
https://nplus1.ru/material/2019/10/16/cancer-medicine ).
Такая проблема есть во многих странах, в частности в США — врачи и медицинские организации навязывают ненужное лечение и ненужную диагностику, чтобы увеличить свою прибыль (пост об этом
https://vk.com/wall-136637198_88786 ).

А вот что на эту тему пишет врач-гинеколог Дмитрий Лубнин, работающий по принципам доказательной медицины:

«Послушайте, ну я же не врач…»

Довольно часто на приеме сталкиваюсь с такой ситуацией: расспрашиваю пациентку о перенесенных заболеваниях или операциях и слышу в ответ — “да, я не помню, что там оперировали, выписку не забирала, за гистологией не возвращалась, какой яичник удалили не знаю, какая киста была не помню”.

На вопрос “Вы сдавали цитологию?” отвечают — “да, доктор что-то брал, а если бы что-то было плохое в анализе — мне бы позвонили”. Задаю уточняющие вопросы, пациентка раздражается, “Послушайте, я не доктор, и не должна в этом всем разбираться, скажите, что мне делать и все”.

Такой подход мне больше всего напоминает пешехода, который не оглядываясь начинает переходить через дорогу считая, что если его собьют — водитель будет отвечать по всей строгости закона, так как правда на его стороне. Ок, пешехода собьют и этим он докажет, что водитель плохой, но какой ценой…

Слепое доверие себя врачу ничем не отличается от подобной ситуации. Ну вот не дозвонился врач до вас и потом забыл перезвонить, а у вас в анализе все плохо. Когда все выяснится врача накажут, но заболевание ваше от этого не вылечится. Сделали вам операцию, а в выписке нет даже описания операции, что увидели, что удалили, что сделали, вы не интересуетесь и просто уходите из клиники.

Главная мысль — врачи плохого не сделают. В последующем отсутствие данных о нюансах операции или данных гистологии создает дополнительные проблемы. И опять раздражение в ответ “какую выписку дали, такую я и забрала, что я могу поделать?” Знаете, есть известное дерзкое высказывание: “я девочка, я ничего не хочу решать, я хочу платье и на ручки”. Именно так я бы охарактеризовал стиль таких пациенток.

Проблема в том, что заход в медицину с такой философией чреват серьезными проблемами.

Для части врачей, такой пациент просто находка, с ним можно делать все, что угодно: назначать много анализов, обследований, проводить операции, ничего толком не объясняя, главное делать это с умным видом и приговаривать “я знаю, что делаю, я же врач”. Когда ко мне приходят такие пациентки и я начинаю их спрашивать: зачем вы делали эти анализы, проходили это лечение, не спросили зачем вам эта операция — получаю в ответ стандартное: “я не врач, что вы меня спрашиваете, говорили делать, я делала”.

Думаю достаточно описывать образ подобного пациента-пешехода-жертвы. Моя задача показать, как непродуктивен подобный подход в медицине. Да, вы не врачи, у вас нет возможности полноценно разбираться во всех нюансах, но у вас есть возможность не быть пассивными в процессе общения с врачами. Как пешеход, которые переходя дорогу даже на зеленый свет, оглядывается по сторонам. Ваше здоровье — это ваш “капитал” и очень скоро вы начнете понимать, что это капитал не только в переносном смысле. Описанное выше отношение к своим анализам и медицинским документам — неразумное расточительство.

Анализы и их результаты в первую очередь нужны вам, а не врачу, их назначившему. Они оценивают ваше здоровье. Часто, особенно при подготовке анализов на операцию складывается ощущение, что пациент собирает эти анализы просто, чтобы врач пустил на операцию, словно это какая-то повинность и поэтому стараются максимально сэкономить и сделать анализы где подешевле. На самом деле результаты таких анализов крайне важны для оценки рисков предстоящей операции, но это почему-то не учитывается. Увы, но качество анализов может сильно различаться. Скажем, мазок из обычной женской консультации, написанный на клочке бумажки неразборчивым почерком не соответствует по своей информативности подобному анализу из частной лаборатории. Понимаю, что у вас много историй о том, что и в частных лабораториях лажают, да, лажают, но не так чудовищно, как в нашем отечественном бесплатном здравоЗАХОРонении. Каждый день смотрю на эти “грязные клочки бумажки, вырванной из школьной тетради с неразборчивыми каракулями” и вижу отношение к медицине в целом…

Берегите себя и любите себя. Относитесь к обслуживанию свое организма, как к дорогой вещи. Выбросить, когда сломается и купить новый организм не получится.

Сдавайте анализы и проходите обследования по возможности в частных лабораториях. Внимательно изучаете свои выписки, требуйте, чтобы было описание операции.

Забирайте гистологию и результаты всех анализов — не отдают — фотографируйте на телефон. Помните — результаты всех анализов и обследования принадлежат только вам и не являются секретом. Собирайте все, что касается вашего здоровья в папку и храните, как документы. Любая справка и заключение даже через много лет может оказаться важной и помочь вам.

И последнее, когда вы приходите к доктору за помощью и всем своим видом показываете, что медицинские проблемы последнее, что вас волнует, и вы не хотите в это погружаться и “засорять” свой мозг этими подробностями, и не было бы вас тут в кабинете, но вот прижало — для предприимчивого доктора вы — подарок, а для врача, который хочет вам помочь, в таком отношении читается неуважение к его работе.»
Источник: блог Дмитрия Лубнина https://vk.cc/clTgIy




13 мнения к “О пациентах грамотных и неграмотных Для некоторых врачей неграмотный пациент — это золотая находка:…

  1. Anastasia Valeryevna

    Недавно к такому попала доктору. Приём стоит 1200,со мной разговаривала доктор как с провинившимся существом, употребляла в речи со мной такие выражения как «я хз «, потом сделала в конце назначение и написала какие-то лекарства и в скобочках написала (Валдбериз) типа там надо заказать. Вышла я с кабинета Как-будто пообщалась с цыганкой, причём я сама медик.🤣

  2. Ladushka Voronova

    Неграмотный пациент это головная боль для врача, и опасный индивид для своих питомцев. Когда назначаешь 1/6 таб, а дают целую, или вместо 0.2 мл делают 2 мл, или пероральные препараты делают п/к или в/м, за голову хватаешься, люди вообще в школу не ходили, читать и думать не умеют ?!

  3. Liza Nikolaeva

    В Москве и СПб (не знаю как в других регионах) давно уже электронные мед карты и результаты анализов никто не пишет на клочке бумажки. И в личном кабинете можно их посмотреть и распечатать.
    Так что совет «Сдавайте анализы и проходите обследования по возможности в частных лабораториях.» — такое себе.
    Чаще всего делаю наоборот, к врачам хожу платным, а анализы сдаю по омс.

  4. Khokage Pervy

    Уфф, ну есть разница между тем, чтобы не забирать выписку или не знать, что тебе удалили, и тем, чтоб отличить кариес от пульпита и читать собственные анализы. Щас так всё устроено, что не нае… тебя только ленивый: большая удача найти хорошего электрика, хорошего мастера по компам, хорошего ремонтника, хорошего сантехника, хорошего врача. В статье утверждается, что я должна во всех этих сферах разбираться? И как у обычного человека должно достать на это сил, времени и мозгов?

  5. Maria Oxamytnaya

    Вот недавно попала на таких разводил. Решила вести беременность в частной клинике. Сдала все анализы, все отлично, только сахар на десятую долю выше нормы. Отправили к своему эндокринологу — та час мозги засирала непонятными терминами. Сначала ещё пыталась расспрашивать потом просто забила. В конце она хотела меня уже записывать к себе на приёмы каждую неделю — она же не только эндокринолог, но и диетолог, а мне надо к ней регулярно ходить работать над планом питания. Я отказалась — рекомендации мне выдала, как глюкометром сахар контролировать рассказала — и хватит пока. Нафига мне к ней ходить, если я ещё не контролировала сахар в течение дня, может там все нормально (как в итоге и оказалось — ни разу после еды норма не была превышена). И тут началось — делала круглые глаза и откровенно запугивала жутким последствиями для ребёнка, если не буду к ней ходить. Я попрощалась и ушла. Потом гинекологу рассказала — та более аккуратно, но тоже подводила к дополнительным приёмам у эндокринолога, хотя контракт и так совсем не дешёвый был. Еле дождалась конца триместра, сегодня иду забирать документы и в другом месте буду дальше вести. Хорошо и в окружении есть медики, и сама что-то изучаю — хрен там дам развести, тем более сейчас.

  6. Tanya Timoshenko

    А у меня обратная ситуация 😔Я ,как раз, из «образованых» пациентов. И частенько бывает, когда задаю много вопросов, то слышу ответы типа: «Что вы тут разумничались! Начитались своих тырнетов, а я врач и мне виднее!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика