Тренинг общения Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
27 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ Психодиагностическое интервью представляет собой целенаправленный и структурированный диалог, включающий стандартные диагностические вопросы…

КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Психодиагностическое интервью представляет собой целенаправленный и структурированный диалог, включающий стандартные диагностические вопросы специалиста и ответы испытуемого на них.
Общая стратегия интервью состоит из следующих этапов:
 привлечение внимания пациента;
 свободные, неуправляемые высказывания и проявления
пациента;
 общие, ненаправленные вопросы;
 направленный расспрос;
 снятие напряжения, положительное подкрепление
пациента.
При проведении интервью используются в основном три
вида вопросов.
 Прямые, имеющие непосредственное отношение к цели
интервью.
 Косвенные, опосредованные, непрямые.
 Проективные, в основе ответов здесь лежат механизмы
идентификации и проекции.

Тематические области общего клинического интервьюирования
История проблемы
 Описание проблемы.
 Начало расстройства.
 Изменения в частоте проявлений.
 Предпосылки в прошлом/следствия.
 Интенсивность и длительность.
 Предыдущее лечение.
 Попытки разрешения проблемы.
Семейная среда
 Социоэкономический уровень.
 Занятость, профессия родителей.
 Эмоциональность в семье.
 Медицинские аспекты.
 Структура семьи.
 Культурально-религиозные аспекты.
 Текущее состояние здоровья родителей, членов семьи.
 Отношения в семье.
Личностная история
Раннее детство
 Этапы развития.
 Атмосфера в семье.
 Объем контактов с родителями.
 Ранние медицинские аспекты.
 Приучение к туалету.
Детство
 Адаптация к школе.
 Академическая успеваемость.
 Увлечения, активность, интересы.
 Отношения со сверстниками.
 Отношения с родителями.
 Важные изменения в жизни.
Подростковый период
 Все предыдущие аспекты детства.
 Девиации в поведении.
 Реакции на половое созревание.
Период взрослости
 Образование.
 Карьера, профессия.
 Межличностные отношения.
 Удовлетворенность жизненными целями, притязания.
 Интересы, увлечения, занятия для души.
 Женитьба.
 Медицинские аспекты.
 Отношения с родителями.
 Социально-экономический статус.
Период поздней взрослости
 Медицинские аспекты.
 Интегрированность личности.
 Реакция на снижение способностей.
 Социально-экономический статус.
Смешанные аспекты
 Самовосприятие (позитивное, негативное).
 Память на позитивный, негативный опыт.
 Память на ранние события.
 Страхи, тревоги.
 Соматические проблемы.
 Негативные, позитивные события.
 Значимые мечты, желания.
Каждая из тематических областей в процессе
интервьюирования должна быть преобразована в специфические
вопросы.
Примеры вопросов по поводу расстройства, имеющегося у
пациента
 Могли бы рассказать о том, что вас больше всего
беспокоит?
 Когда впервые появились эти проблемы?
 Как часто это вас беспокоило?
 Как вы пытались справиться с этими нарушениями?
 Сколько примерно времени длились эти нарушения?
Принципы отношений в процессе интервьюирования
Специалист, проводящий интервью или диагностическую
беседу, должен обеспечить соблюдение определенных
коммуникативных принципов.
К этим принципам относятся:
 искренность;
 позитивное принятие;
 понимание;
 подлинный интерес;
 эмоциональная теплота.
Тактические приемы клинического интервьюирования
В процессе интервьюирования или беседы с пациентом
следует использовать следующие тактические приемы:
 прояснение;
 уточнение путем дословного повторения слов пациента;
 «прощупывание», осторожные вопросы;
 конфронтация (при достаточном уровне компетентности и
опыта);
 понимание;
 активное слушание;
 отражение (отзеркаливание);
 обратная связь;
 подытоживание;
 самораскрытие;
 сравнение, сопоставление;
 приведение конкретных примеров;
 терапевтическая «двойная петля» (при достаточном
уровне компетентности и опыта);
 контакт глазами;
 прикосновения.

Адекватное начало интервьюирования является залогом его
успешного протекания и диагностической эффективности.
Ниже представлены рекомендации для осуществления
эффективной начальной фазы интервью или диагностической
беседы.
1. Правильная организация коммуникативного пространства: размеры комнаты, оптимальный уровень освещенности, расположение пациента и специалиста не слишком близкое и не слишком удаленное друг от друга, линия контакта глаз примерно параллельна плоскости пола.
2. Представить себя и определить наиболее удобный способ обращения пациента к себе. Уточнить, какую форму обращения к себе предпочитает пациент.
3. Определить для себя цель интервью, определить понимание пациентом цели интервью, выявить и устранить различия между этими позициями.
4. Объяснить пациенту, как будет использована диагностическая информация.
5. Описать рамки конфиденциальности получаемой в процессе интервью (беседы) информации. Объяснить пациенту, что он имеет право не обсуждать вопросы, информацию по которым он не желает раскрывать. Если информацию планируется передать другим лицам, спросить разрешения пациента об этом.
6. Определить функциональную роль и уровень активности пациента, которые ожидаются от него в процессе интервью. Указать психодиагностические инструменты, которые будут использоваться при исследовании.
7. Договориться с пациентом о предполагаемой длительности интервью.
Рекомендации по ходу интервьюирования
1. Начинать интервью с открытых вопросов.
2. Использовать психологические принципы эмоциональной поддержки, облегчения, поощрения, конфронтации.
3. В процессе разговора высказывать поощряющие комментарии («Пожалуйста,продолжайте…», «Расскажите мне больше об этом….»), невербально поощрять пациента высказываться выражением глаз, кивками головы.
4. Просить пациента привести конкретные примеры из его жизни и поведения, раскрывающие его особенности.
5. Высказывать эмпатические комментарии («Наверное, вам трудно говорить об этом…»).
6. С осторожностью и доброжелательностью использовать конфронтацию, обращая внимание пациента на непоследовательность или противоречия в рассказе.
7. Избегать вопросов, начинающихся со слова «Почему…». Вопросы «Почему…..?» стимулируют интеллектуальные защитные реакции. Заменять данный вопрос на более аутентичный – «Как, на ваш взгляд, случилось, что……?», «Расскажите о том, как вы понимаете, что произошло….?» и др.
8. В конце интервьюирования необходимо подытожить информацию, подчеркнуть важность полученных сведений, поблагодарить пациента за помощь, высказать определенные рекомендации, основанные на полученной информации.
Оценка психического состояния является важной задачей специалиста, проводящего психодиагностическое интервью или беседу. Основным методом получения информации о психическом состоянии испытуемого в ходе интервью служит наблюдение за психологическими проявлениями пациента.

Схема оценки психического состояния и поведения пациента
Внешний вид
1. Неопрятный, растрепанный, грязный.
2. Необычная одежда, прическа.
3. Необычные физические особенности.
Поведение
Поза
4. Неуклюжесть, неловкость.
5. Ригидность, напряженность.
6. Расслабленность.
7. Необычность.
Мимика, выражение лица
8. Тревожность, беспокойство.
9. Подавленность, унылость, грусть, тоскливость.
10. Злобность, враждебность, угрюмость.
11. Бесчувственность, холодность, отстраненность.
12. Радостность, веселость, улыбчивость.
13. Атипичные мимические реакции.
14. Необычность выражения лица.
Общая моторика
15. Ускоренная, суетливая, беспокойная, ажитированная.
16. Замедленная, вялая, заторможенная.
17. Атипичная.
18. Расслабленная, спокойная.
19. Резкая.
20. Неловкая, дискоординированная.
Речь
21. Быстрая.
22. Замедленная.
23. Громкая.
24. Тихая, шепотная.
25. Молчаливость.
26. Заикание.
27. Трудноразборчивая.
28. Другие особенности и нарушения речи.
Общая ориентировка
29. Нарушения ориентации в своей личности.
15
30. Нарушения ориентации во времени.
31. Нарушения ориентации в пространстве.
Особенности контакта
32. Доминирование, чрезмерный контроль.
33. Подчиняемость, зависимость.
34. Конфликтность, провокативность, враждебность.
35. Осторожность, дефензивность, дистанцирование,
недоверчивость.
36. Избегание сотрудничества, нонкомплайнс.
37. Стремление к сотрудничеству.
Эмоции и чувства
Регуляция и интенсивность аффекта
38. Заблокированность.
39. Несдержанность.
40. Импульсивность, взрывчатость.
41. Притупленность.
42. Холодность.
43. Плаксивость.
44. Соответствие ситуации.
Преобладающие актуальные эмоции
45. Скучность, пустота, уныние.
46. Эйфория, повышенное настроение, веселость.
47. Тревога, страх.
48. Ровность, спокойствие.
49. Подавленность, тоскливость.
50. Враждебность, агрессивность, гнев.
Восприятие
51. Иллюзии.
52. Галлюцинации.
Внимание
53. Гибкость переключения.
54. Ригидность, торпидность переключения.
55. Чрезмерная избирательность.
56. Рассеянность.
57. Трудности концентрации.
58. Отвлекаемость.
16
Память
59. Нарушения памяти на давние события.
60. Нарушения памяти на недавние события.
61. Нарушения памяти на текущие события.
62. Нарушения фиксации информации.
Интеллект и динамика мышления
63. Ограниченный словарный запас.
64. Грамматические и синтаксические трудности.
65. Сниженный уровень обобщения.
66. Нарушения последовательности изложения информации.
67. Чрезмерная детализация.
68. Склонность к повторениям.
69. Трудности контроля над мыслительной деятельностью.
70. Нарушения связности.
71. Чрезмерная конкретность умозаключений.
72. Поверхностность суждений.
73. Несоответствие высказываний и суждений задаваемым
вопросам.
74. Нарушения логичности.
75. Ускоренное мышление.
76. Замедленное мышление.
Содержание идей и мыслей
77. Сверхценные идеи.
78. Навязчивые мысли.
79. Пессимизм.
80. Фобические мысли.
81. Суицидальные мысли.
82. Гомицидные, агрессивные мысли.
83. Бредовые идеи.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика