ПЕРСОНА
Сознание и бессознательное постоянно взаимодействуют друг с другом, между ними нет четкого разделения. Наши мысли непредсказуемы, они часто появляются неожиданно, независимо от нашего сознания. Кроме того, то, что сегодня находится в сознании, завтра может оказаться забытым или вытесненным. Такой образ мышления свойствен каждому. Но все-таки мы сохраняем нашу индивидуальность, наше самосознание, мы уверены, что знаем свой разум, мы думаем, что, несмотря ни на что, мы являемся теми людьми, которыми себя считаем. Однако к другим людям это не относится.
Мы вовсе не кажемся им такими же целостными, какими считаем себя сами. В разное время проявляются разные наши черты. На работе человек может казаться всем веселым, приветливым и добросердечным. Но в другой обстановке, например у себя дома, он может проявлять прямо противоположные качества. «Когда он проявляет свой истинный характер, свою настоящую личность? Даже у нормального человека вполне
возможно разделение характера».
Ребенок, если он здоров, совершенно естествен, непосредствен. Он принимает и отвергает независимо от того, что чувствуют окружающие. По мере своего развития он начинает осознавать других людей и посредством имитации учится вести себя в обществе. Дети сильно отличаются друг от друга, и поэтому степень имитации у разных детей в самом начале разная.
Юнг отличал имитацию от идентификации, которая представляет собой «бессознательную имитацию». Если сын будет слишком идентифицировать себя с отцом, он может частично потерять свою индивидуальность.
Существуют различные степени идентификации, и ее сила зависит, насколько мы знаем, от эмоциональных связей между ребенком и одним или обоими родителями или, возможно, няней, которая ухаживала за ним с младенчества. Имитация, во многих отношениях очень полезная, становится помехой, когда начинает сдерживать развитие личности. У маленького ребенка она может вызвать недостаток уверенности в своих способностях.
Идентификация, неосознанная имитация, конечно, не осознается ребенком.
Идентификация служит определенной цели, однако может стать и помехой, если при этом у молодого человека формируется вторая личность, отличающаяся от его истинной сущности. У этой второй личности есть свои
достоинства. В разное время, например дома и на работе, человеку требуются разные установки. Чтобы жить в обществе, необходимо подстраиваться под него. От полицейского мы ожидаем, что он будет вести себя как полицейский, независимо от того, какие установки у него
могут быть в семейном кругу. Возможно, полицейскому будет нетрудно отойти от официальной манеры поведения, когда он не на работе. Но если предположить, что он не может этого сделать? Тогда он идентифицируется со своей официальной ролью, а это плохо, потому что это означает, что он частично отделился от самого себя.
Для описания поведения, соответствующего требованиям повседневной жизни человека, Юнг использовал термин «персона» («маска»). Обычно тут требуется большая гибкость: персона полицейского, задерживающего вора, помогающего пострадавшим, дающего показания в суде, общающегося с потерявшимся ребенком, — все это составляет образ полицейского на работе. Если он здоровый человек, он не идентифицируется в значительной степени ни с одной из ролей, которые ему приходится выполнять в жизни. Его внешняя установка, персона, представляет сознательное эго с его
многочисленными вариациями, и ее не нужно путать с личностью человека в целом.
Если человек начинает идентифицироваться с персоной, то есть опасение, что он может отвергнуть остальные части своей личности, включая бессознательное. Если у человека происходит неестественная идентификация, в его сновидениях могут являться противоположности.
Вне всякого сомнения, вторгающийся в дом незнакомец,
которого человек увидел во сне, — это он сам, а его появление говорит о том, что цель сновидения — компенсация, восстановление нормального состояния разума.
Е.-А. Беннет — Что на самом деле сказал Юнг?