● Отправляющиеся в психоаналитическую экспедицию делают это в надежде, что их открытия позволят им извлекать пользу из авантюры жизни и лучше выдерживать бури и разочарования, которые неизбежны в течение жизни.
● Любовь и ненависть, во всех своих бесконечных формах и бесчисленных взаимопревращениях, которые они порождают (творческая и сублимационная деятельность, невротические, психотические, перверсные и характерологические решения),— все это лишь баррикады, выдвигаемые на пути к окончательной защите: разрушению аффекта в сочетании с неизбежной при этом потерей смысла во взаимоотношениях.
● Если ребенку суждено стать единственным объектом либидинозного и нарциссического удовлетворения для матери, существует большой риск возникновения нарушений в раннем возрасте; можно также прогнозировать возникновение разного рода проблем на более поздней стадии переходных феноменов, описанных Винникоттом. Это, в свою очередь, будет предрасполагать к созданию того, что я называю «патологическими переходными объектами» . Они могут принимать форму аддиктивных нарушений, аддиктивных отношений и перверсного, или аддиктивного, сексуального поведения.
● Симптомы – это приемы психического выживания. Непросто оставить свой способ выживания, если у тебя нет уверенности в способности к психическим изменениям или есть опасение, что все изменения будут к худшему!
● Мысли, в отношении которых мы имеем сильные чувства, никогда не бывают «совершенно нелепыми». Даже если они ошибочные, они имеют определенное значение.
● Мои анализанты научили меня, что их эротические изобретения служат тому, чтобы залатать разрывы в ткани сексуальной и личной идентичности, а также защитить интроецированные объекты от ненависти и деструктивности субъекта. Этим путем перепутанные сексуальные идентичности, инфантильная ярость и внутренняя омертвелость могут быть трансформированы в эротическую игру (если уж она так неизбежна).