ПРОЦЕСС СУПЕРВИЗИИ
Супервизия представляет собой процесс, структурированный пошагово
или пофазно. В литературе можно обнаружить разные представления
о структурированности процесса супервизии (Schreyogg, 1994; Schmelzer, 1997; Belardi, 1998). Мы приводим представление, которое мы находим в работах известных американских и немецких специалистов и которое считаем оптимальным (Kanfer, Reinecker, Schmelzer, 1991).
Первый шаг. Начало и начальная ориентация.
— (Самый первый контакт) Что Вас привело ко мне?
— О чем сегодня должна идти речь? Что мы имеем в качестве предмета
сегодняшнего заседания/встречи (желания, надежды, ожидания)?
— Какую помощь Вы бы хотели получить и для чего? Какую помощь
Вы ждете от меня? Что бы вы хотели сегодня получить? Что должно измениться сегодня в позитивную сторону?
— (Работа в группах, командах) Кто и что хочет вынести на обсуждение?
— (При наличии многих вопросов и желающих) Что в настоящее время является самым важным или срочным? Что может еще подождать? Что мы выбираем для сегодняшнего обсуждения? В каком порядке? С чего мы начнем? Как много времени мы намерены этому посвятить?
— Есть еще важные темы, вопросы, нуждающиеся в ответе, или мы
можем уже начинать?
Второй шаг. Анализ ситуации: выяснение актуального состояния.
— О какой проблеме точнее идет речь? Можете Вы привести типичный
пример в связи с ней?
— В чем, собственно говоря, дело / что произошло?
— Что делает ситуацию/процессы проблемой?
— Что делает так, что ситуация сохраняется (горизонтальный, вертикальный и системный анализ условий)?
— Кто имеет «выгоду» (выигрыш) от данного состояния вещей?
— Какие личные установки и опыт играют роль в данном случае?
— Какие системные факторы (контекст, окружение, институциональные
правила и т.д.) принимают участие?
— Как вы сами себе объясняете данную проблему?
— Идет ли речь о (принципиально изменяемой) проблеме или о (необратимом) факте?
— Когда это лучше? Когда это не представляет проблемы? А что
есть другое?
— Что уже предпринималось, а что нет; с каким эффектом?
Третий шаг. Определение желаемых состояний и формулировка
проблемы и целей.
— Что должно быть/стать? Как должно быть ОК? Как должно быть
идеально?
— Какой должна быть ситуация, чтобы Вы были немножко более
довольны?
— Как должно быть, чтобы и другие участвующие лица были довольны?
— Когда наша супервизия была бы уже не нужна?
— Идет речь о (достижимых) целях или (недостижимых) утопиях?
— Что Вы хотите сохранить или оставить так, как оно есть?
— Чего бы Вы хотели достичь, изменить, чему научиться?
— Что Вы должны хорошо или плохо принять, с чем все-таки согласиться?
Четвертый шаг. Поиск и выбор решений.
— Принять или изменить?
— Какие пути (как средства к цели) принципиально возможны? (оценка
2-го и 3-го шагов; может быть применен метод «мозгового штурма»).
1. Устранение имеющихся «барьеров»: внешних (например, начальство
против ваших предложений и нововведений) или внутренних —
личностные переменные (предрассудки и предвзятости, собственные
страхи и проблемы, укоренившиеся привычки ухода от активного преодоления проблем, перекладывания их решения и ответственности на других и др.).
2. Формирование новых компетенций.
3. Новые пути и альтернативные решения.
— Какие решения Вы хотели бы действительно принять (что конкретно,
как, в каких ситуациях и т.д.)?
— Что для этого нужно? Имеются ли для этого необходимые предпосылки и компетентность?
Пятый шаг. Перекладывание решений и контроля эффективности
на проблему (конкретная подготовка к действию — от планирования
и принятия решений о целях, путях и методах к их воплощению).
Две возможности реализации: а) во время самой супервизии
(«сухой тренинг») и б) в жизни (домашние задания и т.д. — супервизия
in vivo):
— Какой из возможных маленьких шагов следовало бы сделать первым?
— Что Вы будете пытаться конкретно делать до нашей следующей
встречи?
— Кто/что может помочь при непосредственном применении решений?
— На основании чего Вы будете судить о том, был ли успешным этот шаг и что Вы приближаетесь к Вашей цели? Что будет говорить о неуспехе (или рецидиве непродуктивных форм поведения)?
— Как Вы будете поступать дальше, если… (Икс или Игрек) будет
иметь место?
Шестой шаг. Завершение эпизода и перенос на возможные ситуации
в будущее:
— Можем мы на этом завершить?
— Чему Вы научились из сегодняшнего эпизода?
— Что из этого при необходимости может быть перенесено в другие
ситуации?
— На какую другую тему мы должны обратить внимание?
Итоги и предложения:
— Как Вы восприняли сегодняшнюю форму совместной нашей работы?
— Стиль мой как супервизора Вам подходит?
— Могу я еще что-то сделать, чтобы последующие наши заседания
были еще более эффективными?
— Имеются желания, интересы с Вашей стороны, которые должны
быть обязательно учтены в будущем?
— Итак, наше занятие можно считать вполне нормальным, в порядке?