ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЦА
Большинство людей уже сегодня отдают себе отчёт в том, что чрезмерный стресс может вызвать заболевание. Однако эта общая идея не очень хорошо помогает в выяснении причин возникновения конкретного заболевания, например такого, как атеросклероз коронарных артерий. Почему хронический стресс у одного человека вызывает серьезное заболевание сердца, у другого провоцирует воспаление суставов, а у третьего — рак?
Говоря иначе, какова природа стресса, имеющего столь отрицательное влияние на сердце и как охарактеризовать людей, подвергающихся такому стрессу, что делает их особенно уязвимыми к заболеваниям сердца? М.Фридман и С.Розенман занялись второй частью этой проблемы, начав пионерские исследования причин заболеваний, связанных с атеросклерозом коронарных артерии. Целью исследования было найти ответ на два вопроса: могут ли чувства и мысли человека влиять на развитие этой болезни, и, если такая связь существует, то каковы механизмы её развития?
На первом этапе эти кардиологи исследовали пациентов с заболеваниями сердца, чтобы определить, какие черты отличают их от остальных людей. «Когда мы посмотрели на наших пациентов по-другому, а именно, как на людей, которые, кроме больного сердца, имели и другие органы, а также собственно личность, — писал Фридман, — стало очевидным, что не только их сердца перестали хорошо функционировать.
Нарушения имелись также в способах их чувствования, мышления и деятельности». Почти все пациенты были похожи в выражениях лица, жестах и речи. Характерным для них было напряжение челюстей и мышц губ, что сопутствовало напряжению в осанке, постукивание пальцами или подпрыгивание колен («шитьё на швейной машинке»), стискивание кулаков во время обычного разговора, стискивание зубов, резкие движения, эксплозивная речь и нетерпимость по отношению к говорящему собеседнику, временами проскальзывающая гримаса в уголках губ, при которой частично обнажались зубы.
Эти люди реагировали следующим образом на события повседневной жизни: имели сильные тенденции к соперничеству п постоянную потребность выигрывать, легко раздражались, если кто-то им перечил, пылко защищали свои устоявшиеся мнения, были очень нетерпеливы в уличных пробках, очередях, имели компульсивную потребность побыстрее заканчивать любое дело, быстро ели и быстро ходили, не могли выносить бездеятельности.
Фридман и Розенман классифицировали людей, имеющих указанные особенности пли часть их, как имеющих паттерн поведения типа А, а людей с противоположными чертами — как тип Б. Они описали личностей типа А как очень напряжённых, страдающих от постоянной нехватки времени, имеющих общую враждебность, которую они не осознавали, и борющихся с низкой самооценкой, которая компенсировалась их достижениями.
Эти учёные в течение восьми с половиной лет наблюдали 1500 человек, не имеющих заболеваний сердца. В конце исследования они пришли к выводу, что люди типа А в семь раз более податливы заболеваниям сердца, чем люди типа Б. Они больше курят, имеют более высокий уровень холестерина в крови и в три раза большее количество сердечных приступов.
Другие исследования также показали, что фактором, детерминирующим заболевания сердца, может быть враждебность. Домбровский и другие учёные, анализируя данные структурированных интервью с кардиологическими пациентами, обнаружили, что уровень потенциальной враждебности и подавленной злости имеет тесную связь с большей площадью затвердевания коронарных артерии. На протяжении 25 лет проводились контрольные исследования группы, состоящей из 255 врачей, которые, будучи ещё студентами (25 лет тому назад), были обследованы при помощи ММР1. Исследования показали, что те среди них, показатели враждебности которых были выше средних показателен, характеризовались в 5 — б раз большей частотой сердечных приступов и в целом большей смертностью.
Но если мы предположим, что враждебность или подавленная злость могут быть основной причиной заболеваний коронарных сосудов, мы все ещё стоим перед необходимостью выяснения причины, почему эти чувства оказывают влияние на сердце, которое не является органом, непосредственно вовлечённым в получение чувств враждебности и злости. Даже если эти эмоции ведут к большей продукции норадреналина, остаётся вопрос: почему у некоторых людей именно сердце становится их мишенью?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны помнить, что перед лицом опасности или кризиса норадреналин мобилизует все органы тела, в том числе и сердце. Если человек строит своё поведение так, чтобы противостоять кризису, гормон после выполнения своей роли не оказывает отрицательного влияния ни на один орган тела. Но подавленная злость удерживает человека в состоянии постоянного кризиса, и никакое количество норадреналина не может привести его к расслаблению. Сердце находится в ситуации, в которой оно подвергается постоянному возбуждению, так как оно не способно к деятельности.
Большинство людей в нашей культуре имеют определённый постоянный уровень подавленной злости. В какой момент это может стать угрозой для жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, требуется другой подход к проблеме заболеваний сердца, поскольку проведенные исследования, хотя и качественные, оставляю»! много пробелов в нашем понимании этой проблемы.
В конце концов, не у всех людей с поведением типа А развиваются заболевания коронарных сосудов. Также не всем людям с поведением типа Б удаётся их избежать. В исследованиях, из которых Фридман и Розенман черпали свои данные, только 10 % людей с поведением типа А имели инфаркт в течение 8,5 лет. Конечно, в последствие сердечный приступ перенесло большее количество этих людей. Из этого следует, что время является одним из факторов, поэтому мы должны определенно знать, как этот фактор действует.
Фридман также сделал предположение, что недостаток любви лежит в основе поведения типа А. «По нашему мнению, — писал он, — одним из важнейших факторов, влияющих на недостаток чувства безопасности, является тот факт, что личность типа А в период младенчества или детства не получала безусловной любви, сердечности и тепла от одного пли обоих роди гелей». В такой ситуации личность типа А имеет только одни выбор: вовлечься в «постоянную борьбу, в бесконечное усилие в достижении всё большего и большего за все более короткое время».
Джеймс Линч также считает, что недостаток любви может вызвать заболевание сердца. В своей книге «Разбитое сердце» он приводит статистику, которая ясно показывает, что женатые люди реже имеют сердечные приступы, чем одинокие, разведённые пли овдовевшие.
Линч обращается к исследованиям, показывающим значительное возрастание числа скоропостижных смертей в течение первых шести месяцев после утраты любимого человека. В 75% исследованных случаев смерть была вызвана заболеванием коронарных сосудов, и этот факт подтверждает, какое огромное значение оказывает на сердце утрата любви. Нередко вызванный ею шок провоцировал скоропостижную смерть в результате обширного инфаркта миокарда или мерцательной аритмии. Явлением скоропостижной смерти мы займёмся в следующем разделе.
Логичным предположением, вытекающим из этих исследовании, будет то, что люди нуждаются в сердечных контактах. Многие люди ищут этого в супружестве, но не все находят. Из-за страха любви супруги относятся друг к другу как противники и вовлекаются в борьбу за власть. Замечено, что люди состоящие в браке, не так податливы заболеваниям сердца, как женатые, но, тем не менее, у них тоже бывают сердечные приступы.
Многие из нас живут в постоянном стрессе, проистекающем из семейных конфликтов и опасения по поводу возможного распада семьи. Если у нас есть желание выстоять, давайте попробуем понять природу этого стресса. Из представленных выше исследовании видно, что на сердце оказывают влияние два различных типа стрессов. Один имеет источник в окружающем мире, часто — на рабочем месте и связан с поведением типа А. Другой воздействует на нас дома и связан с непониманием в семье и с недостатком любви или ее полной утратой. Но разве эти ситуации не имеют между собой связи? Мы увидели, что поведение типа А мотивировано сильной потребностью в подтверждении собственной ценности — потребностью, которая имеет своим источником недостаток безусловной любви в детстве.
Взрослые также нуждаются в такой любви. Кажется неправдоподобным, что люди, которые ее имеют, будут так же податливы к воздействию стресса, как те, которые её лишены. Учитывая центральную роль любви в нашей жизни, очень жаль, что Фридман и Розенман не исследовали любовную жизнь пациентов, внешнее поведение которых они исследовали так досконально.
Непонимание между супругами часто приводит к враждебности. Но так быть не должно. Альтернативой является справедливая борьба между супругами. Определённые конфликты можно разрешить спокойно, но не те, которые касаются глубинных семейных проблем: власти и чувства собственной ценности. Так, например, женщина может чувствовать, что муж использует её, унижает и игнорирует её чувства. Мужчина, в свою очередь, может быть недоволен зависимостью от жены, его подавляют её критические замечания, или он теряет равновесие из-за её недостаточного сексуального влечения. Такие травмы, если они не будут выражены, в итоге приводят к враждебности. Но выражение негативных чувств обычно вызывает злость, что нормально и имеет свои положительные стороны, если супруги могут бороться. К сожалению, не все готовы к этому. Многие пары боятся выражать злость, так как это нарушает их отношения.
Лоуэн Александер — Секс, любовь и сердце [Психотерапия инфаркта]