ПОДАВЛЕНИЕ АГРЕССИИ
Подавленная агрессивность является в наше время главным источником эмоциональных расстройств, точно так же, как во времена
Фрейда их создавала подавленная сексуальность. В эпоху Зигмунда Фрейда психоаналитики впервые обнаружили, какую огромную
роль играла подавленная сексуальность в развитии эмоциональных
расстройств. Репрессивная установка по отношению к сексу, преобладающая в викторианской эре, представляет замечательные параллели с нашей нынешней установкой по отношению к выражению разных форм агрессии.
1. Тогда секс рассматривался как нечто грязное, плохое и даже
опасное, за исключением отчётливо определённых, социально одобряемых условий. Теперь агрессия рассматривается как нечто грязное, плохое а опасное, за исключением отчётливо определённых, социально одобряемых условий.
2. Тогда свободная и случайная сексуальная деятельность считалась недопустимой. Существовала, например, дихотомия между
“хорошими” и “плохими” девушками. “Хорошие” девушки должны
были до брака хранить свою девственность. Лишь “плохие” девушки
имели добрачные связи или занимались сексом просто для удовольствия. Мужчины предпочитали жениться на “хороших” девушках, но пользовались наличием “плохих”. Точно так же, “хорошие” юноши не мастурбировали, и даже не проявляли сексуальной агрессивности. О тех, кто это делал, говорили, что они “ведут себя, как животные”.
Теперь “хорошие” люди, как правило, не дерутся, не выходят из
себя и не спорят. Они не говорят ничего невежливого или “неприятного”, что могло бы причинить кому-нибудь неудобства или оскорбить чьи-нибудь чувства. И прежде всего они избегают конфликтов и прямого выражения агрессивности, так что их приглашают в “приличные” дома. Лишь “плохие” люди легко теряют самообладание, поддаются гневу и раздражению или ругаются,
3. Тогда сексуальность была причиной мучительных конфликтов. Женщины мучились: “Должна я это сделать, или нет? Если я
это сделаю, он может подумать, что я потаскуха. Если нет, он может потерять интерес. “Мужчины мучились такими вопросами: “Не
подумает ли она, что я слишком много себе позволяю, не сочтёт ли
она себя оскорблённой, если я попытаюсь поцеловать её на первом
свидании?” или “Мне хочется мастурбировать, но я знаю, что это
плохо”.
Теперь выражение агрессивных чувств является причиной мучительных конфликтов. Вот некоторые типичные примеры: “Могу
ли я сказать хозяину, что меня раздражают его требования? Если я
скажу это, он может рассердиться и уволить меня. Если не скажу,
я буду ненавидеть его и мою работу, а он будет продолжать изводить меня”. “Мне надоела их компания, и я хочу уехать, но если я
скажу им об этом, они могут обидеться”. А если не скажу, то скоро
стану лезть на стены”. “Если я скажу ей “нет”, когда она в следующий раз попросит меня об одолжении, она рассердится, А если я
скажу “да”, я стану сам себе противен за то, что позволяю себя так
использовать”.
4. Тогда многие сексуальные чувства и переживания приводили
людей в замешательство и хранились в тайне, Например: “Никому
не говори, что мы занимаемся сексом”. “Надеюсь, он не догадается,
что я фригидна”, “Никто не должен знать о моих гомосексуальных
фантазиях”.
Теперь агрессивные переживания и чувства приводят людей в
замешательство и хранятся в тайне. Например: “Не говори ему, что
меня раздражает его манера делать разные вещи”. “Не хочу, чтобы
знали, что я из-за этого разволновался”. “Пусть они не знают, что
мы подрались (поспорили)”
5. Тогда считалось, что у мужчины и женщины противоположные сексуальные потребности. Полагали, что у мужчин бывают
сильные сексуальные стремления. У женщин же, как тогда полагали, сексуальных стремлений мало или вовсе нет, и считалось, что
они воспринимают секс как противное и болезненное дело.
Теперь считается, что сильные агрессивные стремления бывают
только у мужчин. Полагают, что агрессивные женщины ведут себя
по-мужски. Как правило, принято думать, что женщины находят
агрессивное поведение противным и страшным. Женщины, которые
самоутверждаются, например, делают профессиональную карьеру,
считаются скорее чем-то вроде мужчин, и с ними обращаются, как
с мужчинами.
6. Тогда открытое выражение сексуальных чувств вызывало неудобство и беспокойство, а потому их обычно скрывали. Люди испытывали чувство вины за эти “сладострастные” чувства и боялись
быть отвергнуты за их выражение. Теперь открытое и прямое выражение чувства негодования вызывает неудобство и замешательство, а потому его обычно скрывают. Люди испытывают чувство вины за чувства ненависти, ревности или обиды и опасаются быть отвергнутыми за их открытое выражение.
7. Тогда сексуальные чувства, импульсивно возникшие под действием алкоголя или какой-нибудь другой случайной причины, вызывали впоследствии чувства вины и стыда. Теперь импульсивное выражение агрессивных чувств, например, несдержанная выходка, вырвавшееся раздражённое или нелестное высказывание вызывают впоследствии чувства вины и стыда. (“Какого же дурака я свалял”, или: “Я в самом деле сорвался с цепи”.
8. Тогда мужчина позволял себе сексуальное самозабвение и воплощение своих сексуальных фантазий только в обращении с проститутками, в случайных связях и с “женщинами лёгкого поведения”, но редко с собственной женой. Мужчины не хотели “использовать” своих жён или “злоупотреблять” ими таким образом, а жены хотели, чтобы мужья видели в них только “леди”.
Теперь агрессивное самозабвение и полное излияние агрессивных
чувств допускаются только по отношению к анонимным, безличным
мишеням, таким, как “враги”, ненавистные чужаки или группы, но
редко проявляются перед близкими. Это мотивируется следующим
образом; “Ведь я люблю тебя, как же я могу с тобой ссориться?”
9. Тогда, если кто-нибудь открывал своё тело и вёл себя откровенно эротическим образом, люди отводили глаза от этого человека
и в замешательстве старались не смотреть прямо на него.
Теперь, когда два человека спорят, дерутся или обмениваются
раздражительными замечаниями, люди приходят в замешательство
и стараются на них прямо не смотреть.
10. Тогда сексуальность была предметом широко распространённого невежества, искажений и мифологии. Вот некоторые из этих
мифов: “Мастурбация может привести к безумию”. “У женщин на
бывает сильных сексуальных потребностей”. “Чрезмерная сексуальная активность отнимает энергию”. Теперь агрессия является предметом широко распространённого невежества, искажений и мифологии. “Гнев разрушителен”. “Спокойные, мягкие люди — это безобидные люди”. “Конфликты между людьми всегда можно уладить, если научиться правильной коммуникации”. “Хорошие дети меньше плачут или в целом проявляют недовольство”.
11. Тогда подавление сексуальных чувств было главной причиной ряда психосоматических симптомов, таких, как боли в спине,
головные боли, судороги и многие другие. Теперь подавление агрессивных чувств является одной из причин ряда психосоматических болезной, таких, как гипертония, артриты, астма и кожная сыпь.
12. Тогда главной причиной ряда эмоциональных симптомов и
психических болезней было сдерживание и подавление сексуальных
чувств. Такие симптомы, как беспокойство, чувство вины, депрессия и истерия, истолковывались психоаналитиками как результат
подавления сексуальности. Как утверждалось, крайнее подавление
сексуальности приводило к сильным психическим расстройствам.
Теперь главной причиной ряда эмоциональных симптомов и психических болезней является сдерживание и подавление агрессивных чувств — раздражения, ярости и различных видов самоутверждения. Такие симптомы как беспокойство, чувство вины, депрессия и т. д. могут быть истолкованы как выражения подавленной агрессии. Крайнее подавление агрессии может привести к самым глубоким психическим расстройствам.
Аналогии между подавлением секса и подавлением агрессии могут показаться неуместными. Общество считает проявление агрессии ужасным, между тем как проявление секса считается приятным,
необходимым и жизненно важным. Но мы полагаем, что со временем агрессивные явления также получат своё признание за их приятные, необходимые и жизненно важные стороны, а их нынешнее подавление покажется столь же устаревшим и губительным, как подавление, которому некогда подвергалась сексуальность.
Да, видимо, в основе такого подавления всегда лежит стыд и вина. Стыд перед другими (перед обществом, которому Я хочу принадлежать и которому потому хочу соответствовать) и вина — в случае нарушения социальной нормы данной группы. И то и другое для человека — следствия определенного страха быть отвергнутыми, быть оставленными теми, кто нужен или нравится.
А взять диктатуру пролетариата 20х годов, так там подавляли в себе другое. Любовь, привязанность, вину.
Сейчас подавляют тоже что-то кроме агрессии. Печаль — то же в чем-то неприемлема сейчас («ну че ты ноешь» и т.д). Неприлично печалится, неприлично говорить о чувствах.
Смущаешься — эй, да ты не уверен в себе.
Теперь опять настает время общественной любви к силе и агрессии.
В основе этого подавления ничего не лежит, просто агрессия подавляется и все )))
Почитал и понял, что нужно еще и по теме сексуальности мне поработать))
Истина. Если я убью своих врагов я получу не меньше удавольствия, чем от секса, а может быть, и больше…