ПЯТЬ ПОДХОДОВ К АЛКОГОЛИЗМУ
В психологии существует различные подходы к алкогольной зависимости. В каждом подходе делается акцент на одном факторе, который согласно авторам, является важнейшим при формировании навязчивой эмоциональной зависимости от алкоголя и другой аддикции.
🍸Начнем с первого подхода: психоаналитического. Первые психоаналитики предположили, что злоупотребление любыми наркотическими веществами представляет собой регрессию на оральную стадию развития, но позже большинство аналитиков склонилось в пользу теории о защитных и адаптивных функциях зависимого поведения. Так употребление алкоголя временно способно усилить защиты Эго, которые позволяют справляться с депрессией и разрушительными импульсами. Если раньше зависимые представлялись как искатели удовольствия, склонные к саморазрушению, то сейчас психоаналитики склонны полагать, что главным импульсом к формированию аддикции является не саморазрушение, а дефицит адекватной интернализации родительских фигур и в результате невозможность самозащиты.
В обширном исследовании в 1984 году психоаналитики определили ряд факторов, который определяет возникновение аддикции: потребность в контейнировании агресии, желание удовлетворить стремление к симбиотическим отношением с материнской фигурой, желание ослабить депрессивное состояние. В работах Вермсера (Wurmser, 1974) указывается на гипертрофированное СверхЯ, что является для личности невыносимым. Психоаналитики также описали явление алекситимии у аддиктов (Krystal, 1982–1983), говоря о неспособности аддиктов распознавать собственные чувства и эмоции. Психоаналитический подход связывает эмоциональную зависимость также с эгодефицитами, нарушением привязанности, нарушенными объектными отношениями в период развития психики в детстве.
🍸Согласно социально-психологический подходу любая аддикция — это опыт, основанный на шаблонной субъективной реакции человека на то, что имеет для него особое значение — что-то, что он воспринимает как настолько безопасное и успокаивающее, что он не в силах без этого обойтись. Человек с эмоциональной зависимостью ищет поверхностного, внешнего контакта с жизнью (с помощью алкоголя, компьютерных игр или трудоголизма), что напрямую ведет к поверхностным, несерьезным отношениям с партнёром (особенно в случае любовной зависимости), к своему собственному разуму и телу и миру.
Субъект будет предрасположен к аддикции в той степени, в какой не сможет установить осмысленные отношения со своим окружением в целом, и, таким образом, не сможет вести полностью развитую жизнь. В этом случае он будет склонен к бездумному погружению во что-то внешнее по отношению к себе, и эта склонность растет с каждой новой встречей с алкоголем. Алкоголик — это человек с низкой самооценкой и явными проблемами с коммуникацией не научившийся целеустремленности в отношениях с миром, который поэтому ищет стабильности и уверенности в некоторой повторяющейся, ритуализированной деятельности. Ощущая свою неспособность совершить действие, которое он находил бы осмысленным, он, естественно, отворачивается от любых возможностей сделать это. Отсутствие самоуважения является причиной этого пессимизма, как и его вера в то, что он не может остаться один, что ему нужно иметь внешнюю поддержку, чтобы выжить. Он встревожен перед лицом мира, которого боится, и чувствует себя несчастным. Стараясь избежать ужасного осознавания своей жизни и не имея постоянной цели, ради которой стоило бы сдерживать свое патологическое стремление аддикт приветствует забвение. Он находит его в любом переживании, которое может на время отдалить его от болезненного осознания себя и своей ситуации.
Таким образом согласно социально-психологическому подходу избегание решений и конфликта в отношениях со значимыми людьми и социальном окружением приводит к эмоциональной привязанности к алкоголю и компульсивному действию, что приводит к облегчению, искусственно созданному ощущению безопасности.
🍸Согласно личностному подходу у определенных людей существует склонность к зависимым формам поведения. Предрасположенность и стиль воспитание играет важную роль в формировании и усилении психологической зависимости. Эта деятельность развивается по двум направлениям: во-первых, это комфортное ощущение благополучия, порождаемое алкоголем или другим аддиктивным объектом; во-вторых — это атрофия других интересов и способностей алкоголика.
Недостаток у алкоголика внутренней направленности или целеустремленности создает потребность в ритуализированном бегстве, а алкоголь, как ощущает такой человек, дает ему искусственное чувство самодостаточности. Сторонники личностного подхода к адикции предполагают, что определенные черты личности делают человека предрасположенным к аддиктивному поведению. К таким чертам относят эмоциональная незрелость, импульсивность, высокая эмоциональность, непереносимость фрустрации, неспособность выражать гнев, неопределенность гендерной роли.
🍸Ещё один подход к пониманию зависимости от алкоголя является семейный подход. С точки зрения приверженцев этого подхода именно семейная обстановка и стиль семейных отношений способны оказывать влияние на формирование аддикции. Исследователи в рамках семейного подхода проводят анализ стилей воспитания, семейных ролей и границ семьи, благодаря чему приходят к выводу о факторах риска возникновения алкогольной зависимости. Исследователи также подчеркивают значимость так называемых «порочных кругов», когда дети повторяют неблагоприятную семью своих родителей.
Благодаря развитию семейного подхода стало возможным понимание почему в семьях зависимых дети склонны к самостоятельному употреблению. С точки зрения системной семейной психотерапии зависимость возникает в отсутствии альтернативы достижения баланса внутри семейного взаимодействия. Созависимость же появляется для того, чтобы управлять зависимым в семье, поскольку сами они теряют над собой контроль. Благодаря изучению аддикции в рамках семейного подхода возможна системная работа с семьей, окружением и созависимостью, что позволяет быстрее достигать устойчивой ремиссии.
🍸Согласно экзистенциальному подходу психологическая зависимость проявляется у тех людей, которые отрицают болезненный экзистенциальный опыт. Этот опыт может быть связан с утратой, страхом смерти, изоляцией, бессмысленностью и отчаянием.
Онтологическая тревога — термин с помощью которого описывается неуверенность в самом своём существовании, и есть то самое, что заставляет некоторых из нас компульсивно искать отношений или нечто иное. Человек, чувствующий онтологическую тревогу, а вместе с ней внутреннюю пустоту, должен стремиться заполнить ее. В отношениях это может быть сделано только путем включения чьего-то чужого бытия внутрь себя. Результат этого — полностью оформившаяся аддикция, где каждый партнер тянет другого назад при любом признаке ослабления тех сил, которые держат их вместе. В этом смысле любая психологическая зависимость — нестабильное состояние бытия, отмеченное навязчивым побуждением отрицать человека то, кто Я есть и кем был, ради некоего нового экстатического переживания.
🍸На сегодняшний день в психотерапии применяется несколько эмпирически обоснованных интервенции, помогающих человеку осознать и избавиться от собственных адикций. К таким интервенциям относятся мотивационное интервью, функциональный анализ, поощрение к участию в группах поддержки, а также исследование сильных сторон и ресурсов клиента. Кроме того психологи часто используют эмоциональные интервенции, когнитивные интервенции, социальные интервенции, а также интервенции, направленные на навыки совладания.
Вопросы, которые необходимо человеку с алкогольной зависимостью задать самому себе (обычно этому способствует психотерапевтическое пространство):
1) О чем хочется забытьи не думать перед употреблением (аддиктивном поведением)?
2) Какие болезненные чувства и эмоциональный дискомфорт я испытываю перед этим?
3) Какие неразрешенные вопросы я избегаю путем импульсивного поведения?
4) Избегаю ли я осмысления отношения с самим собой и своим окружением?
5) Насколько слаба моя вовлеченность в жизнь (и насколько сильно погружение во что то внешние)?
6) Насколько мне сложно отстаивать свои границы?
Жаль, что автор заметки не обратил свой взор на такую науку как нейробиология. Тогда не пришлось бы перечислять 6 подходов, не имеющих ничего общего с алкоголизмом. У человека есть эндогенный алкоголь. Эндогенный алкоголь/внутренний спирт – это этанол, появляющийся в организме человека в итоге произошедших биохимических реакций. Находиться он может в печени, легких, прочих системах органов. С употреблением спиртных напитков данный вид алкоголя не связан, поскольку он считается внутренней производной. Является необходимым для нормального функционирования человеческого организма, поскольку гарантирует:
Упругое состояние клеточных мембран, их проницаемость.
Качественный метаболизм нервной системы – именно природный спирт помогает в образование дофамина, серотина, норадреналина.
Вещества участвуют в энергетических, обменных реакциях.
Другими словами, это топливо для получения энергии организмом – спирт помогает человеку бороться со стрессом, сложными ситуациями. Поэтому люди, у которых сбоит, или есть недостаток эндогенного алкоголя, имеют тягу к потреблению спиртного в жизни. Все остальное лирика.
При простуде большинство симптомов болезни это уже реакции организма, старающегося побороть инфекцию. Водка тоже средство повлиять на свою психику и наверняка с целью её как-то исправить. Я недавно слушал про наркоманов, они говорят, что пытаются испытать то удовольствие, какое было в первый раз, никогда уже не смогут, но другой цели у них нет. В сумме выходит алкоголизм это типичное самолечение. Ещё по моим наблюдениям алкоголики маргиналы, обычно переехавшие из деревни в город или прервавшие семейные традиции. Возможно они разочаровалась в изменениях жизни и им остаётся только менять химию мозга.