ТОКСИКОМАНИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕМ ТРАНСКВИЛИЗАТОРАМИ
Известно, что привыкание может развиться к любому психофармакологическому препарату, который улучшает психическое состояние больного. Однако это бывает не столь уж часто, особенно при длительном лечении психотропными средствами, прием которых не вызывает выраженных побочных явлений (транквилизаторы, антидепрессанты). Привыкание к психотропным средствам чаще всего возникает у психопатических личностей, а также при неврозах. Как правило, в этих случаях все ограничивается явлениями психологической зависимости. Физическая зависимость формируется чрезвычайно редко, но вместе с тем большинство авторов отмечает, что длительное и привычное употребление медикаментов ведет к развитию целого ряда изменений личности, характерных для токсикомании, хотя в этих случаях нет стремления к постоянному повышению дозы препарата.
В группу транквилизаторов включены вещества, оказывающие седативное, миорелаксирующее и противотревожное действие.
Злоупотребление транквилизаторами стало в последние годы одной из распространенных форм токсикомании. Это связано с тем, что транквилизаторы широко используются как в психиатрии для лечения, главным образом, пограничных психических расстройств, так и широкого круга соматических заболеваний. Эти препараты назначают врачи практически всех специальностей, а нередко многие пациенты используют их и без врачебного назначения. Наряду с сердечно-сосудистыми средствами, эти препараты (главным образом из группы бензодиазепинов) являются самыми распространенными в мире. 3-5% населения регулярно принимают транквилизаторы. Они назначаются при неврозах, неврозоподобных состояниях, при некоторых соматических и соматоформных заболеваниях, сопровождающихся повышенной тревожностью, используются как снотворные и составляют 10-15% от всех назначений врачей общей практики.
Наиболее употребляемые препараты из данной группы: диазепам (седуксен, реланиум, сибазон), лоразепам (ативан), нитразепам (радедорм, эуноктин), феназепам, альпразолам (ксанакс), клоназепам, элениум (хлордиазепоксид), мепробамат (андаксин, мепротан — производное пропандиола), триоксазин (производное амида триметоксибензойной кислоты).
Механизм действия бензодиазепинов. Принятые внутрь, бензодиазепины быстро всасываются, и пик их концентрации в крови наблюдается примерно через 1 час. Эти препараты хорошо связываются с белками, в течение 7-10 часов распределяются по всему организму, метаболизируются в печени, выделяются из организма в течение 2-6 дней. Бензодиазепины оказывают тормозящее влияние на ЦНС (особенно на лимбическую систему мозга). Они повышают активность тормозящего нейтротрансмиттера — ГАМК. Бензодиазепиновые рецепторы расположены вблизи ГАМК-рецепторов и в процессе активации могут усилить их функцию.
Еще несколько лет назад к злоупотреблению транквилизаторами зачастую приводило бездумное и неконтролируемое назначение этих препаратов врачами. Больные, отмечая, что обычные терапевтические дозы перестают вызывать успокаивающий эффект, самостоятельно увеличивали количество принимаемого препарата, открывая для себя его опьяняющий, эйфоризирующий и стимулирующий эффект. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что транквилизаторы изначально начинают принимать в повышенных дозах (в 5-10 раз превышающих терапевтические) с целью токсикоманического опьянения.
Отмечено, что при длительном и систематическом применении эффективность заметно уменьшается, что способствует развитию толерантности к различным эффектам препаратов (в первую очередь седативному, миорелаксирующему, противотревожному).
Зависимость формируется с появлением эйфоризирующего действия препарата, а затем проявляется и стимулирующий эффект — ощущается «прилив сил», стремление к деятельности, по всему телу разливается ощущение «теплой волны», могут возникать психосензорные нарушения («легкость, «парение» и т.п.). Доза и частота приемов увеличивается, лекарство принимается не только на ночь, но и в дневные часы. Препарат вызывает опьяняющее действие: нарушается координация, наблюдается шаткость походки, дизартрия, легко возникают реакции раздражения, гневливости. Возникает обсессивное влечение к транквилизатору, которое позднее может принять характер ком-пульсивного (через 1-2 года после начала систематического приема, а у больных, страдающих алкоголизмом, через 1-2 месяца). В случае перерыва в приеме препарата развивается абстинентный синдром, который сопровождается чувством тревоги, беспокойства, страха, упорной бессонницей. Появляются сосудистая гипертензия, тахикардия, гиперестезии, головокружение, тошнота, анорексия, нистагм, мидриаз, мышечные боли, фибриллярные подергивания мышц, тремор. В некоторых случаях наблюдаются дисфорические расстройства настроения, тревога, явления деперсонализации, нарушения сна.
В рамках абстинентного синдрома возможно развитие психозов в форме делириозных расстройств сознания, галлюцинаторно-бредового синдрома и тревожной депрессии. Длится абстиненция до 2-3 недель.
Исходом злоупотребления транквилизаторами является формирование психоорганического синдрома, социальное снижение. Отмечается высокий уровень смертности, который в 2-3 раза выше, чем смертность в аналогичной по полу и возрасту популяции (Шабанов П.Д., 1999).