11 упражнений для успешного начала года. Часть 2
1) УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО Я ЗА ЧЕЛОВЕК?»
Первый шаг на пути к изменению собственной личности заключается в изменении того, что принято обозначать словом «самовосприятие». Сначала вам необходимо познать себя. Только после этого вы сможете научиться тому, как принять, развить, изменить в лучшую сторону все компоненты, из которых складывается ваша личность, и выработать стойкое чувство уверенности в себе.
Итак, для начала постараемся узнать, кто же вы на самом деле? Что вы за человек? Казалось бы, вопрос настолько банальный, что на него даже не стоит тратить времени. Большинство людей уверены, что точно знают, кем они являются и какие они. Однако это широко распространенное заблуждение, и вы поймете это сами, когда дочитаете до конца первую часть книги. Познать себя на самом деле достаточно легко.
❄ Нужно просто взять чистый лист бумаги и записать все, что вы сами знаете о себе. Поскольку многие из вас никогда по-настоящему не задумывались об этом и не задавались вопросами «Кто я?», «Какой я?», а тем более не излагали своих мыслей в письменном виде, то их наверняка ожидает сюрприз.
Прочитайте следующие вопросы и запишите ответы на них, принимая во внимание как личную, так и профессиональную сферу своей жизни.
• Какие ваши сильные и слабые стороны?
• Каких успехов вы добились в жизни?
• Какие у вас случались неудачи?
• Что вам удалось в особенности хорошо?
• Где, по вашему мнению, лежат пределы ваших возможностей?
• Чего вы сделать не в состоянии?
• В каких областях вы чувствуете себя компетентным?
2) УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО Я ДУМАЮ О СЕБЕ?»
На наше поведение влияют многие убеждения и суждения, усвоенные еще давно, несмотря на то что многие из них нельзя назвать истинными, а некоторые на данный момент, возможно, уже потеряли актуальность и не отражают реального положения вещей. И, несмотря на это, мы устраиваем свою жизнь сообразно этим установкам и убеждениям. Даже свое будущее вы планируете в соответствии с этими внутренними указаниями, не зная наперед, будут ли они мешать или помогать вам. Так что можно сказать, что человек, как марионетка, повинуется неосознанным сигналам, которые постоянно поступают из его подсознания. Из совокупности всех этих переживаний и складывается ваше текущее представление о себе самом. Однако узнать, что хранится в вашем подсознании, сравнительно легко. Для этого нужно всего лишь понаблюдать за тем, как вы воспринимаете себя.
❄ Нарисуйте человечка на предыдущей странице, где оставлено место, и напишите свое имя сверху. Этот человечек – вы. Напишите вокруг нарисованной фигурки все, что вы думаете о самом себе, в форме простых суждений. Будьте откровенны! Запишите все, то есть на самом деле все, что вы думаете о себе и какое мнение о самом себе у вас сложилось. Одним словом, запишите то, что считаете нужным!
А теперь посмотрите, что у вас вышло. Как вы себя воспринимаете?
Какая картина у вас получилась? Вы привлекательны, дружелюбны? Вы мнительны, невежественны, завистливы, ревнивы и нетерпеливы? Или, может быть, вы заботливы, приятны и общительны?..
❄ Проведите линию от каждой фразы, которую вы написали, по направлению к человечку. Пусть одни линии будут тонкими, а другие – жирными. Выделите суждения, которые запомнились вам больше всего, более жирными линиями.
3) УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ-ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВО МНЕ»
❄ Сделайте таблицу с двумя колонками. Левая называется «Положительное», правая – «Отрицательное». Посмотрите на человечка, которого вы нарисовали во время выполнения предыдущего упражнения, и занесите все ваши высказывания о себе в таблицу, сортируя по соответствующим колонкам. Внимательно посмотрите на то, что у вас получилось. Какие суждения перевешивают? Как вы себя видите – в положительном свете или в отрицательном? Оцените результат беспристрастно, насколько это возможно. Какие мысли и чувства вызывает у вас получившийся вывод? Запишите свои соображения по этому поводу ниже.
❄ Составьте список занятий, которые вы выполняете изо дня в день, и запишите его на предыдущей странице. Пишите все, что только вам придет в голову, без разбора. Просто перечислите все, что вы делаете ежедневно, снова и снова. Как вы добираетесь на работу? Когда и что вы покупаете? Ходите ли вы все время в один и тот же магазин? Как вы проводите вечера? Если вы живете не один, запишите, что вы делаете вместе со своим супругом/супругой настолько часто, что это занятие превратилось уже в своеобразный ритуал.
❄ Возьмите чистый лист бумаги и озаглавьте его так: «Дела, которые я отныне буду делать по-другому». Выберите из составленного вами списка один пункт, одно занятие, которое можно как-нибудь изменить. Например, можно поехать на работу другой дорогой. Обведите этот пункт цветным фломастером. Дайте себе слово с этого дня вносить в вашу устоявшуюся рутинную жизнь что-нибудь новое. Например, отныне вы будете добираться до своей работы другим маршрутом или же посетите какое-нибудь место, где вы еще никогда не были, попробуете блюдо, которое вы ни разу не ели, проведете выходные иным образом, чем обычно.
4) УПРАЖНЕНИЕ «ФРАЗЫ»
❄ Запишите все фразы, которые вам хотелось бы услышать в свой адрес. Составляйте их от первого лица. Например: «Я себе нравлюсь».
❄ Сядьте и примите спокойную позу, расслабьтесь и громко произнесите вслух все фразы, которые вы придумали. Говорите серьезно, насколько можете, и следите за тем, какое чувство наполняет при этом вашу душу. Может статься так, что вы расстроитесь, потому что именно этих слов вам не хватало больше всего все это время. Может быть, упражнение покажется вам смешным, потому что придется признать, что все эти утверждения и есть та самая правда, которую вы так долго скрывали от самого себя. Просто следите за тем, какой эффект производят на вас фразы, которые вы произносите.
❄ Подумайте и запишите на листе бумаги все, что у вас получается выполнять хорошо. Совсем необязательно быть в чем-то лучшим или уникальным и единственным в своем роде. Пусть вы делаете что-то не лучше других, но все же умеете это делать. Не нужно оценивать свои умения, необходимо только лишь посмотреть на них некритичным взглядом. Итак, спросите себя: «Что мне удается лучше всего?» Запишите все, что придет вам в голову. А теперь посмотрите на список, который у вас получился, и скажите себе: «Да, я такой. Я уважаю и ценю свои достоинства. Я благодарен судьбе за то, что они у меня есть и что я умею делать так много нужных и полезных вещей».
5) УПРАЖНЕНИЕ «МОИ НЕДОСТАТКИ»
❄ Ответьте на следующие вопросы:
• Какие ваши недостатки приходят вам на ум в первую очередь?
• Что вам не нравится в себе больше всего?
• На кого вы возлагаете вину за то, что у вас есть эти недостатки?
• Из-за чего вы чувствуете себя ущербным по сравнению с другими людьми?
• Кому и из-за чего вы завидуете?
• Каких ситуаций вы избегаете из-за страха, что в них ваши недостатки проявятся наиболее ярко?
• Чего вы не принимаете в себе?
❄ Прочитайте ваши ответы в спокойной обстановке и скажите себе несколько раз: «Да, я такой. И это хорошо. Потому что я себя люблю таким, какой я есть».
❄ Сделайте глубокий вдох и понаблюдайте за изменениями, которые происходят с вами. Как вы себя чувствуете теперь? Если вам стало грустно, прочитайте еще раз список ваших достоинств из предыдущего упражнения, а после этого выберите какой-то один недостаток и постарайтесь принять его, примириться с ним. Прочитайте ваши ответы в спокойной обстановке и скажите себе несколько раз: «Да, я такой. И это хорошо. Потому что я себя люблю таким, какой я есть».
❄ Сделайте глубокий вдох и понаблюдайте за изменениями, которые происходят с вами. Как вы себя чувствуете теперь? Если вам стало грустно, прочитайте еще раз список ваших достоинств из предыдущего упражнения, а после этого выберите какой-то один недостаток и постарайтесь принять его, примириться с ним.
6) УПРАЖНЕНИЕ «ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕДОСТАТКОВ»
Чувства вины, которые мучают человека, могут быть оправданны или не оправданны, рациональны или иррациональны. Они могут иметь корни в искреннем осознании ответственности, что оповещает о неверности принятого решения. Но они могут быть также заблуждением сверхчувствительной психики, которая принимает что-то плохое на свой счет и связывает со своими (мнимыми?) недостатками.
❄ Выберите из списка в предыдущем упражнении один или два недостатка и запишите их на соседней странице.
• Можете ли вы использовать их как стимул?
• Придают ли они вашей жизни какой-то особый смысл?
• Чего эти недостатки помогли вам добиться в жизни?
• Чего бы вы не испытали или не пережили, если бы у вас не было этих качеств?
• С кем бы вы никогда не познакомились?
• Какие волшебные моменты вы бы никогда не пережили?
• Какие качества вы бы никогда не развили в себе?
• Ставят ли они перед вами какую-то задачу? Если да, то какую?
❄ Ответьте на следующий вопрос: Что бы вы хотели сделать в будущем с этими недостатками?
❄ Примите решение. Скажите себе: «С этого момента я буду обращать свою слабость в силу, использовать свои недостатки себе во благо. Каждый недостаток несет в себе послание, которое я понимаю, и я превращаю свои особенности в личные достоинства».
Пьер Франк — Как стать уверенным в себе. Всего 6 минут в день. Книга-тренинг